Израиль
Израиль
Вьетнам
Вьетнам
Испания
Испания
Сирия
Сирия
Гвиана
Гвиана
Гайана
Гайана
Исландия
Исландия
Бразилия
Бразилия
Барбадос
Барбадос
Монголия
Монголия
Суринам
Суринам
Мьянма
Мьянма
Индия
Индия
Россия
Россия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Золотое шитье

Золотое шитье

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Золотое шитье УзбекистанаЗолотое шитье мастера выполняли, в основном, на бархате, реже на шелке и замше. Бархат был высоких сортов и тончайшей выделки. Предпочитались цвета и оттенки зеленого, красного, фиолетового, синего. Их глубокие тона служили превосходным фоном для шитья, особенно органично сочетаясь с золотой нитью. Применялась в вышивке и кисея, которая шла на чалмы мулл, ишанов и самого эмира. В особых случаях шитье выполняли и на парче - золотом по золоту - и украшали драгоценными камнями.

Мастера применяли золотые и серебряные нити, различные по способу изготовления. Самыми древними считались волоченные нити "сим". Эту плоскую нить выделывали в Бухаре или привозили из Индии и Персии. Пряденые нити образовывали навиванием металлической проволочки на шелковую или бумажную нить. В конце девятнадцатого века бухарские умельцы стали употреблять канитель - тонкую золотую или серебряную нить, называемую "ликак". В течение всего века золотые и серебряные фабричные нити привозили также из России. А знаменитые бухарские халаты, расшитые золотой и серебряной нитью, нарядные попоны для лошадей, молитвенные коврики вывозились за пределы страны, в том числе в Европу.

Роскошные золотошвейные изделия украшали драгоценными и полудрагоценными камнями: бриллиантами, изумрудом, жемчугом, топазами, рубинами, сапфирами. Широко применяли и ювелирные украшения: золотые, серебряные и позолоченные бляшки различной формы. Популярны были круглые куполки "куба" из серебра с позолотой и украшенные блестками "пулякчи".

Золотое шитье, особенно в дворцовых мастерских, всегда было тщательным и кропотливым занятием, требующим большого прилежания и труда. Каждый предмет, прежде чем поступить в руки вышивальщика, проходил предварительную подготовку. Материал, выбранный для работы, получал дворцовый закройщик, который раскраивал его по образцу, установленному для каждого вида изделий. Раскроенный материал вместе с рисунком, по которому его надлежало вышить, представлялся эмиру и только после его одобрения поступал в мастерскую для начала работы.

Бухарские золотошвеи в зависимости от технических приемов делят золотое шитье на несколько видов. Основные среди них "зардузи-заминдузи" - сплошная вышивка фона золотом и "зардузи-гульдузи" - узорный (цветочный) зашив. Кроме того, применяются "зардузи-гульдузи-заминдузи" -комбинированная техника шитья, "зардузи-беришимдузи" - зашив, где мотивы, выполненные шелком, чередуются с золотыми узорами, и "зардузи-пулякчадузи", в котором золотое шитье сочетается с нашитыми блестками.

Узбекский халат с золотым шитьем

Что касается композиции золотого шитья, то к девятнадцатому веку исторически сложились три основных вида под названием "даукур", "бутадор" и "дархам". Основа декоративного оформления композиции "даукур" - орнаментированная золотошвейная кайма, которой обшивались все края предмета. Например, в одежде - полы, концы рукавов и подол.

Все остальное поле было свободно от зашива. Но в любом случае обязательным элементом узора здесь является крупный медальон на спине с растительной стилизацией. "Бутадор" отличается тем, что все центральное поле вещи обшивается отдельными кустиками, расположенными на некотором расстоянии друг от друга. В композиции "дархам" орнамент центрального поля представляет собой непрерывный узор, заполняющий все пространство вышивки.

Орнамент золотого шитья в своей основе был растительный, реже геометрический. Сюжетом его являлись различного рода цветочные и лиственные мотивы: розетки, пальметты, кусты, деревья, ветки, вазоны с цветами.

Среди изображения плодов и фруктов в орнаментальную композицию часто включались миндаль, померанцы, гранат, черешня, виноград. Что же касается таких сюжетов изобразительного характера, как животные или птицы, то до двадцатого столетия они совершенно не встречаются в золотом шитье Бухары. Вместо этого использовался прием "выдачи части за целое", позволяющий до известной степени обойти религиозный запрет, например, "чашми булбул" - "глаз соловья", "забони гунджешок" - "язычок воробья".

Зооморфные мотивы проникают в золотое шитье только в годы революционных перемен, поначалу лишь на принадлежностях женского костюма, в частности, на тюбетейках с изображением павлина на донышке или идущих друг за другом уток. В последние десятилетия возродилась популярность золотошвейных изделий.

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Мемориальный дом-музей Файзуллы Ходжаева

  Музыка XX века

  Охрана недр

  Зааминский заповедник

  Чаткальский заповедник

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU