Пакистан
Пакистан
Малайзия
Малайзия
Вануату
Вануату
Свазиленд
Свазиленд
Реюньон
Реюньон
ЮАР
ЮАР
Австралия
Австралия
Гвиана
Гвиана
Кувейт
Кувейт
Мали
Мали
Эстония
Эстония
Гренада
Гренада
Катар
Катар
Малави
Малави

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Бухарское золотое шитье

Бухарское золотое шитье

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Бухарские ремесленники веками славятся ювелирным искусством и чеканкой, керамикой и вышивкой. Но подлинную, всемирную славу Бухаре принесло искусство золотого шитья.

В мире золотое шитье было известно весьма широко. Его знали в странах Передней Азии, в государствах Западной Европы, на Кавказе, в Турции и Афганистане. К началу нашей эры относят археологи следы золотого шитья, найденные на раскопках в Ташкентской области. По преданию, золотое шитье знали в Согдиане еще до появления шелка. Арабы, завоевавшие Центральную Азию в восьмом веке, отмечали обилие золотого шитья в одеждах согдийской знати. В более поздние времена исторические источники свидетельствуют о высоком развитии золотого шитья в Самарканде и Герате. Так, историк Мелихо сообщал, что в Самарканде был даже квартал золотошвеев. Но постепенно это солнечное занятие сосредоточилось в Бухаре, которая еще в шестнадцатом веке стала столицей узбекского государства Шейбанидов. Здесь золотое шитье получило право официального придворного искусства.

Бухарское золотое шитьеИз семнадцатого века дошло до нас имя бухарского мастера Фитрата-Зардура, художника и поэта. Можно с уверенностью сказать, что в это время золотошвейное дело уже представляло собой сложившееся производство.

Но особенно широкое распространение получило золотое шитье в XIX - начале XX веков. Безудержное стремление владык к роскоши, пышный придворный этикет, обычай эмиров дарить приближенным подарки и самим получать от них дары, крупные правительственные заказы - все это способствовало подъему золотошвейного искусства.

Говорят, игла всем шьет, а сама ходит голая. В этих словах есть, конечно, доля преувеличения, но не секрет, что поистине "азиатскую роскошь" восточных царских дворов создавали ремесленники, в том числе и мастера золотошвейного дела, а сами жили куда как скромно. Впрочем, в Бухаре лучшим из них время от времени давали нижние придворные чины, как ювелирам и портным. А золото блестело на плечах бухарских вельмож и, прежде всего, самого эмира. Так, эмир и его приближенные во время парадных выездов одевались в золото буквально с головы до ног. Тюбетейка-кулох, чалма, халат, камзол, штаны, пояс, сапоги-махси, кауши и даже портянки были покрыты золотыми узорами. Случалось, что повелитель надевал на себя разом два или три халата, для чего они специально шились объемной формы. Золотом сверкали попоны и чепраки на лошадях.

Простолюдинам золотое шитье не полагалось. Да они на него и не покушались. Каждый знал свое место в феодальной иерархии: кому можно носить простой халат, кому с узкой золотой оторочкой по бортам, а кому сплошь зашитый золотым шитьем. cоятельные дамы наряжались в шитые золотом платья, халаты, шапочки с накосниками, налобные повязки, обувь. И, наконец, мальчики могли носить золотошвейную одежду только до десяти лет и лишь по торжественным случаям.

Традиционно считается, что золотошвейное дело в старину являлось занятием мужчин. Это не совсем так. Известно, что многие мастера передавали это искусство своим женам, дочерям, которые, работая на дому, становились умелыми исполнительницами. И когда в мастерских скапливалось много заказов и не хватало рабочих рук, то часть работы рассылали на дом женам и родственницам мастеров. Правда, их труд оставался безымянным, но это никого не заботило.

Мастера-зардузы были организованы по цеховому принципу. Членом цеха имел право быть только тот, кто прошел долгий и трудный путь обучения у мастера и получал разрешение на самостоятельное занятие ремеслом. В ученики обычно брали своих же сыновей восьми-десяти лет или детей близких родственников, так что профессия золотошвея-зардуза была традиционно наследственной. Строго установленного срока обучения не было, но, как правило, он не превышал десяти лет. По окончании обучения ученик получал от мастера разрешительную молитву на собственное ведение дела.

Как и всякая другая феодальная организация, объединение ремесленников было освящено религией. Первым мастером, учителем и духовным покровителем цеха считался хазрат Юсуф (святой Иосиф). Под рукой у работников имелась также специальная книжечка - рисоля, содержащая легендарный рассказ о возникновении золотошвейного ремесла, правила поведения, а также молитвы, которые надлежало произносить перед началом каждого дела.

После окончания обучения молодой мастер мог остаться у своего хозяина наемным работником, завести собственное дело или поступить в одну из дворцовых мастерских. Ведущее место на рынке труда занимали мастерские, принадлежащие самому эмиру. Они располагались в Арке - бухарской цитадели, в домах высших должностных лиц. Содержались за счет казны и находились непосредственно в ведении кушбеги - первого министра государства.

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Керамика

  Чарвакское водохранилище

  Красоты Бухары

  Национальный музей Истории Узбекистана

  Узбекский икат

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU