Иордания
Иордания
Ангилья
Ангилья
Йемен
Йемен
Куба
Куба
Гваделупа
Гваделупа
Гватемала
Гватемала
Уругвай
Уругвай
Нигер
Нигер
Малайзия
Малайзия
Свазиленд
Свазиленд
Вьетнам
Вьетнам
Австрия
Австрия
Чили
Чили
Лесото
Лесото

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Сказочник из детства

Сказочник из детства

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Мансур Шавкатович Курязов и его куклыВ октябре 2004 г. в Ташкенте в Музее прикладного искусства прошла персональная выставка Мансура Шавкатовича Курязова. На ней было представлено множество ярких кукол, а также их композиции "Жених и невеста", "Семья", "Домашний очаг", "Птицы счастья" и др., создававшие удивительную атмосферу доброты, тепла, жизнеутверждающей радости. М. Курязов известен далеко за пределами нашей страны. Сегодня он - главный режиссер Хорезмского областного драматического театра им. Огахи, художественный руководитель кукольного театра "Джайхун", член Союза театральных деятелей Узбекистана и Республиканской ассоциации мастеров и ремесленников республики. А недавно ему вручили еще и билет члена Творческого объединения художников Узбекистана Академии художеств. М. Курязов награжден знаком "10 лет мустакиллик".

Город Ханки, в котором он родился и вырос, - один из древнейших в Хорезме. Наверное, сама судьба предопределила жизненный путь мастера. Родители с детства привили ему навыки работы с древесиной и тканями. Он благодарен также своей бабушке, знавшей множество сказок, рассказов, басен. "Она для меня значит так же много, как Арина Родионовна для А.С. Пушкина", - с улыбкой говорит Мансур Шавкатович. После окончания в 1980 г. средней школы он пытался поступить во ВГИК в Москве, но потерпелнеудачу. Это не остановило молодого человека, мечтавшего работать в театре. Через год он - студент актерского факультета Ташкентского театрально-художественного института. Через три года переводится на режиссерский факультет, который закончил блестяще.

После института М. Курязов работал сначала в Самаркандском драматическом театре, затем в Хорезмском областном драматическом театре им Огахи в Ургенче. Спустя какое-то время, М. Курязов, решивший расширить границы творчества, заявить о себе, всецело окунулся в новую для себя область театральной деятельности - кукольный театр. Он учится рисовать, шить и даже петь. Во многом помог ему С. Кадыров, универсальный, по признанию М. Курязова, художник - живописец, скульптор, работающий с деревом и мягким материалом. Пригодились и навыки, полученные в детстве. Так он стал мастером-кукольником, кукловодом, ведущим режиссером и актером одновременно.

В 1991 г. Мансур Шавкатович впервые вывел на сцену театра куклу богини плодородия Ашшадароз. Это кукла высотой около 2,5 м, простая в изготовлении и несложная в управлении: большая голова, длинная одежда, скрывавшая внутри человека, управлявшего куклой с помощью трости. Затем были куклы-марионетки, исполнявшие шуточные сценки и дуэты. В дни празднования Навруза впервые в Ургенче появились куклы, с помощью которых "исполнялись" жанровые сцены: "Верблюды", "Бой баранов", "Бой петухов" и др. В 1989 г. у себя во дворе М. Курязов организовал мастерскую, в которой стал изготавливать разных кукол. Сам создавал сценические образы из папье-маше, расписывал их, выкраивал костюмы, вытачивал на станке детали из древесины, которую заготавливал из двухгодичных деревцев, посаженных прямо во дворе. Сам ездил по базарам, покупал необходимые национальные ткани, в основном старинные, и все необходимое для изготовления кукол. В ход шли и бумага, солома, камыш, глина...

"Перчаточные" куклы в хурджинеНовые идеи приходили зачастую неожиданно. У Мансура Шавкатовича подрастали двое детей. И он придумал для них небольших, так называемых "бытовых" кукол, чтобы дети могли с ними играть. Потом сделал такие же куклы для кого-то из родственников.

А теперь мастер выполняет их на заказ большими партиями, и люди охотно их раскупают. Мансур Шавкатович считает этих кукол особенными. Они отличаются национальной самобытностью, каждая имеет свой характер, этнический облик, костюм, головной убор, украшения. Дети уже с детства познают своеобразие узбекской культуры, ее красоту и неповторимость.

"Или вот "перчаточные" куклы в хурджине - прочной и нарядной, обычно ковровойили паласотканной переметной сумке, - рассказывает мастер. - Это сувенирный вариант, которым можно украсить любой интерьер. Их называют также "ручными".

Их головы делаются из папье-маше и затем раскрашиваются. Ткань одежды скрывает руку человека, который ею манипулирует, скрываясь за ширмой. Перчаточные куклы известны в узбекском театральном искусстве с давних времен (кул кугирочок). Они - основные персонажи традиционного среднеазиатского театра "Чадир жамол" ("Палатки представлений").

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Центр национальных искусств

  Религиозное образование

  Современное изобразительное искусство

  Oснователь династии Великих Моголов

  Вышивка Узбекистана

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU