Япония
Япония
Алжир
Алжир
Тувалу
Тувалу
Иран
Иран
Науру
Науру
Никарагуа
Никарагуа
Токелау
Токелау
Бразилия
Бразилия
Латвия
Латвия
Эритрея
Эритрея
Македония
Македония
Бруней
Бруней
Ангилья
Ангилья
Ливан
Ливан

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Сказочник из детства

Сказочник из детства

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12
Его герои (более 15 образов) взяты из народных сказок - это Качал палван (Петрушка-богатырь), Бикяхон (Сударыня), Зумрад и Киммат и др. Куклы для настольного театра делаются иначе, - продолжает М. Курязов. Голова ихлепится из глины и раскрашивается. Проволочный каркас, скрытый под одеждой, делает куклы подвижными, позволяет манипулировать ими".

Пьеса разыгрывается, а точнее, импровизируется на основе заранее разработанной сюжетной схемы. Драматургия кукольного театра богата и разнообразна по тематике и сюжетам. Актеры высмеивают стяжательство, скупость, цинизм, лицемерие и другие пороки. Об этом говорят и названия спектаклей: "Тугри ва Эги" ("Правда и Кривда"), "99 золотых монет", где главным героем является Ходжа Насреддин, роль которого исполняет сам кукловод, и др.

Театральные куклыОсобое внимание уделяет мастер изготовлению масок. К 2700 - летию празднования священной книги зороастрийцев "Авеста" он изготовил около 500 масок, посвященных богу добра и справедливости Ахурамазде и борющемуся с ним темному злому божеству Ахриману. Каждая маска отражает достоинства и те или иные человеческие пороки, черные стороны его души. На масках изображены знаковые символы, которыми древние обозначали смысл жизни, конечно, в авторской интерпретации. Таковы знаки земли, воды, воздуха, солнца. Две скрещенные палочки означают огонь, дающий человеку тепло, пищу. Ведь именно так - трением двух палочек одна о другую древние люди добывали огонь - символ Солнца.

Большая коллекция кукол, состоящая более чем из 300 образов, позволила создать свой собственный кукольный театр-студию "Джайхун". На основе этого театра и кружка кукол Хивинского народного театра в 1993 г. был открыт Хорезмский областной кукольный театр в Хиве, успешно работающий под руководством ученика М. Курязова Давранбека Атабаева. Сам М. Курязов работает в театре режиссером. В том же 1993 г. театру был вручен флаг Республиканского фестиваля театров кукол, проходившего в г. Андижане, где Мансур Шавкатович познакомился с зарубежными коллегами из Сиэтла (США), Австрии, Канады, Турции. Возникла мысль о проведении Международного фестиваля кукольных театров в Хорезме, который мастер надеется провести в 2006 г.

В 2000 г. театр-студия "Джайхун" получил "Гран-при" на Республиканском фестивале кукол в Ханабаде (Андижанская область). М. Курязов ставит спектакли не только в городах, но и в отдаленных горных кишлаках республики. В течение 15 лет только "Проделки Афанди", где мастер выступал в роли Ходжи Насреддина, ставились более четырех тысяч раз. Им было создано более 15 образов различных персонажей из сказок, рассказов, пьес. Особой популярностью у юных зрителей пользуется "Палван-качал" - смелый, находчивый, остроумный. Кукольный театр М.Курязова, в котором он и режиссер, и актер, и музыкант, знают и любят не только у нас в стране, но и в соседних странах - Кыргызстане, Казахстане, Туркменистане. В 2003 г. М. Курязов по приглашению продюсерского центра "Гули Боку" вывозил своих кукол на фестиваль искусств, проходивший на Тайване, где они вызвали живой интерес. На сайте продюсерского центра "Гулибанд" открыта страничка о творчестве мастера. В Книге отзывов - многочисленные записи с выражением благодарности не только наших зрителей, но и представителей США, Франции, ФРГ, Голландии, Японии, Израиля, Ирана и других стран.

Мечта мастера - создать музей кукол. В Узбекистане такого музея пока нет. Мечтает он и о том, чтобы было налажено в республике производство красивых кукол в ярких национальных одеждах для наших детей, чтобы родители покупали детям узбекских кукол, а не только европейских или американских. С горечью говорит он о фабрике "Ташигрушка", которая вот уже год, как бездействует. Работает лишь небольшой цех, где производят пробки для бутылок. Изготовление национальных кукол из местного сырья, которого в Узбекистане достаточно, будет также определенным вкладом в укрепление независимости страны, в воспитание любви к Родине, к своим традициям. Ведь куклы знакомят детей (да и взрослых тоже) с национальным костюмом, бытом, жизненным укладом, самобытной национальной культурой, учат людей добру, воспитывают в них чувство любви к стране, в которой они родились.

Лариса Левтеева

 Страницы: 12

Перепубликация с www.sanat.orexca.com


С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Экологический туризм в Узбекистане

  Согдиана - страна чудес

  Коллекция восточных рукописей

  Тысяча и одна ночь за 12 дней

  Чарвакское водохранилище

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU