|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
В средние века сложился классический традиционный музыкально-вокальный жанр "маком", который по праву считается вершиной узбекской профессиональной музыки устной традиции. Некоторые исследователи видят в макомах развитие древнейших канонизированных песнопений, которые задолго до установления в Центральной Азии ислама были неразрывно связаны с астрологическими представлениями зороастрийцев. Вероятно, первоначально в определенные часы суток во время смены стражи предписывалось исполнение над крепостными или городскими воротами специальной ритуальной музыки, получившей название "маком", что в буквальном переводе с арабского означает "местоположение". В макомах - циклах вокально-инструментальных пьес поэтической основой служат образцы древней народной поэзии и лирические произведения классиков восточной литературы - Хафиза, Бедиля, Навои, Джами. Макомы разделяются по своим стилистическим особенностям на бухарский и хорезмский циклы. Бухарский цикл "Шашмаком" содержит шесть макомов - Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох и Ирок. Каждый из макомов состоит из двух разделов - инструментального и вокального. Причем каждый инструментальный раздел включает в себя несколько законченных пьес - Тасниф, Тарджи, Гардун, Мухаммас и Сакил, отличающихся мелодическими и ритмическими построениями. Вокальные разделы бухарских макомов состоят из нескольких композиций - шуъбе, которые исполняются в строгой последовательности. Главными музыкальными инструментами для исполнения макомов традиционно являются танбур и дойра. Очень важную роль в достижении цельности и динамики цикла макомов играют усули - ритмические вставки, которые выбиваются на дойре или барабане-нагора. Хорезмские макомы, как и бухарские, состоят из шести частей, они содержат несколько оригинальных мелодий. Несмотря на то, что макомы строго канонизированы, допускаются изменение темпа, интерпретация усулей и мелодических интонаций у различных исполнителей. Высокохудожественная, мастерски отточенная музыкальная форма классических макомов пользуется огромной популярностью в Узбекистане.
Перепубликация с www.sairamtour.com
| |||||||||
|