|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Аландские острова: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Все статьи Народ с тысячилетия историей Медаль императора Пушки и масло Знаменитый след нашей истории Аланды и их история Какова история Аландских островов? Аланды - Финская провинция с внутренним самоуправлением Аланды — территория Финляндии Свой личный остров Ехать на Аланды стоит! Немного о рыбалке не Аландских островах Принцевы острова Прогулка по Аландским островам Земли аландской притяжение «Государство в государстве» |
Между Финляндией и Швецией в Ботническом заливе есть архипелаг, состоящий из 6 757 островов (из них обитаемых 60), принадлежащий Финляндии и называющийся по-русски Аландскими островами. По-фински острова именуются Ахвенанмаа, вот только финнов на них живёт очень мало. Подавляющее большинство населения островов – шведы Аландские острова пользуются чрезвычайно широкой автономией, и это действительно – страна, хотя и очень маленькая. Площадь островов 13 517 кв. км (из них суша – 1 527 кв.км), население (2004 г.) – 26 530 человек. С Финляндией их связывает общая история, со Швецией – этнический состав населения, но Аланды не похожи ни на ту, ни другую. На протяжении столетий Аланды были 'мостом' между Швецией и Финляндией. Торговые пути через острова прокладываются уже в XIII веке, но до XVIII в. они были мало кому известны. В историю Европы и России острова попадают впервые в 1718 - 1719 гг., когда на них проходил Аландский конгресс, обсуждавший условия мира между Россией и Швецией в Северной войне. Конгресс закончился ничем, война завершилась в 1721 г. Но изменения, произошедшие в ходе этой войны, повлияли на судьбу Аланд самым непосредственным образом. Событием, оказавшим наиболее значительное воздействие на историю островов, было, как это не покажется странным, основание Санкт-Петербурга. Новая столица России 'стягивала' к себе торговые пути со всей Балтики. Но все эти пути проходили мимо Аландских островов. Острова расположены на той же широте, что и С.-Петербург – 60о северной широты, но на 10 градусов западнее – 20о восточной долготы. В XVIII в. резко усиливается движение через острова по 'Почтовой дороге', соединявшей Гриссельхамн на западном берегу Ботнического залива и Або (Турку) на восточном берегу, и созданной ещё в 1638 году. Дорога проходила по суше и по воде, но действовала она и летом, и зимой. Летом почту перевозили на лодках самым обычным образом – на веслах или под парусом, а зимой те же самые лодки двигали по льду с помощью 'человеческой тяги'. Одну лодку двигало два человека. Самым сложным участком дороги был морской её отрезок от Гриссельхамна до Эккеро на самом западе Аланд. У гавани, в которую приходили почтовые лодки, поставлен памятник перевозчикам, погибшим в море. Почту возили обычные крестьяне, которым это вменялось в обязанность. По этой дороге шёл большой поток грузов и пассажиров между Стокгольмом и Санк-Петербургом. Но в жизнь самих Аланд это дорога больших изменений не приносила. В XVIII в. городов здесь не появлялось, рыбаки и купцы продолжали жить так, как раньше. Но в 1809 г. Аландские острова вместе с Финляндией переходят под власть России. Ни Почтовой дороги, ни обыденной жизни аландцев это присоединение не затронуло – дорога продолжала действовать также, как и при шведской власти, только 'таксы' на проезд теперь объявлялись в рублях, а аландцы также жили в своих деревнях. Почта в Эккеро становится самой западной почтой Российской Империи. В здании, где была почта, сейчас открыт музей. Аландцы даже не думают скрывать или переделывать историю. Всё, что есть на островах сейчас, уходит корнями в русский период их истории – города, дороги, достопримечательности. И по-моему, на островах этим даже гордятся. Отношения с русскими тогда были хорошими, отношение к русским сейчас – замечательное. Нет даже тени недоброжелательности, которая иногда проскальзывает через традиционную вежливость финнов и 'континентальных' шведов. В речи аландских шведов до сих пор сохранились некоторые русские слова – например, 'сарай' и 'дурак'. Почти сразу же после присоединения к России на островах начинается создание укреплений, призванных, с одной стороны, обезопасить С.-Петербург, а с другой – создать надёжную опору для русской армии и флота у шведских берегов. Правда, тогдашний шведский король Карл XIV Юхан (бывший маршал Франции Ж.Б. Бернадотт) и без того чётко придерживался пророссийской ориентации, но на всякий случай Аланды всё же укрепляли. И самым крупным российским укреплением становится крепость Бомарзунд, постройка которой была начата в 1829 г. в ключевом пункте Почтовой дороги у пролива Бомарзунд на берегу обширного залива Лумпарн. Сейчас не всегда можно понять, почему строились те или иные объекты в столь далёкие времена, но можно предположить, что залив Лумпарн в случае войны на Балтике предполагалось использовать как гавань для русского флота. Планы строительства крепости были чрезвычайно обширными.
Далекие острова оказываются социально близкими | |||||||||
|