Маврикий
Маврикий
Польша
Польша
Барбадос
Барбадос
Майотта
Майотта
Парагвай
Парагвай
Испания
Испания
Андорра
Андорра
Эритрея
Эритрея
Хорватия
Хорватия
Словакия
Словакия
Непал
Непал
Кирибати
Кирибати
Финляндия
Финляндия
Судан
Судан

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Аландские острова:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Все статьи


Народ с тысячилетия историей

Медаль императора

Пушки и масло

Знаменитый след нашей истории

Аланды и их история

Какова история Аландских островов?

Аланды - Финская провинция с внутренним самоуправлением

Аланды — территория Финляндии

Свой личный остров

Ехать на Аланды стоит!

Немного о рыбалке не Аландских островах

Принцевы острова

Прогулка по Аландским островам

Земли аландской притяжение

«Государство в государстве»


Аландские острова - Пушки и масло

Пушки и масло

  

Подраздел: Cтатьи об Аландских островах | Аландские острова
Страницы: 12

С 1809 года, когда Финляндия вошла в состав Российской империи, Аланды стали самым западным форпостом России, максимально приближенным к шведской столице. На островах расположились три десятка артиллерийских батарей, но кардинальные изменения начались только в 1832 году, когда русские приступили к строительству мощной цитадели.

Бомарсунд не был задуман как крепость «в чистом виде». В гигантской овальной постройке 290-метровой длины располагались казармы. Одновременно толстые кирпичные стены, обложенные, как броней, шестиугольными гранитными плитами, были призваны защитить гарнизон и выполнить функции военно-морской твердыни, способной отразить вражеский удар с моря.

БомарсундНа строительстве Бомарсунда работали не только солдаты, но и заключенные, частенько ударявшиеся в бега. Местным жителям было предписано вылавливать каторжников — за это полагалась солидная мзда, равная по стоимости нескольким дневным уловам салаки. Отдельно выплачивалась определенная сумма «за транспортные расходы». Охота была выгодным делом, и аландцы рьяно выполняли задание.

Беда была только в том, что вместо беглых воров и убийц они частенько волокли в комендатуру солдат. Пойманные в лесочках служивые объясняли, что отошли со стройки за груздями или хворостом, но бдительные островитяне только хмыкали: корзинок у «грибников» с собой не было, веревок для хвороста — тоже. Таким образом «добровольные дружины», сами того не ведая, боролись за российскую дисциплину и трезвую жизнь: солдатики отбегали подальше от офицерских глаз исключительно для того, чтобы хлебнуть раздобытой у местных самогонки, а потом «зажевать» скверный запах черникой или, в зимнее время, просто сосновой хвоей.

Постепенно жители островов почти полностью стали работать на кредитоспособных русских. За один изготовленный лафет для пушки платили 600 рублей — на эти деньги можно было купить дом! На продажу тащили фураж, строительные материалы, местные деликатесы, изделия ремесленников. Аландцы так увлеклись продажей «всего, что есть» русским, что, как следует из полустертых дневниковых записей на шведском языке, собственных коров кормили соломой и быстро свели все лесные участки.

За сено и бревна давали звонкую монету, которую можно было отложить как «неприкосновенный семейный запас». Одна за другой росли печи и для выпечки хлеба, и для обжига кирпича. Кирпичи сдавались заказчику в стандартных мешках — их привозили на телегах, аккуратно вываливали в общую кучу, а потом, показывая пустые мешки, получали от учетчика плату.

Дорогим, имевшим спрос продуктом было и масло: русские потребляли его в большом количестве. В свежий продукт для вкуса и запаха примешивался и богатый фитонцидами тертый чеснок, предохранявший от целого ряда болезней. А хворей хватало: гарнизонный госпиталь едва справлялся со вспышками дизентерии, легочными и кожными заболеваниями. Однако снабжение было хорошим: из России везли медикаменты и продовольственные запасы, в том числе муку, которая была гораздо дешевле местной. Аландцы с удовольствием выменивали ее на рыбу и молоко, быстро освоив навыки выпечки настоящего русского хлеба. Интересно, что и до сих пор на островах производится тот самый хлеб, за которым выстраиваются в очередь ностальгирующие за границей русские.

Горячее лето

Гигантское строительство продолжалось вплоть до 1854 года. К лету этого года Бомарсунд, все еще окончательно не возведенный, был спешно переведен на военное положение. В начавшейся в 1853 году Крымской войне на стороне Турции выступили Англия с Францией. Позже западными державами был открыт северный фронт, и в Финский залив отправилась объединенная армада, чтобы не дать русским кораблям отойти далеко от Кронштадта (в Лондоне опасались, что 28 линейных кораблей Балтийского флота ударят по Великобритании).

Комендант крепости полковник Яков Андреевич Бодиско, живший на Аландах с женой и сыном, после извещения о надвигающемся ударе принял необходимые меры. Батареи были приведены в боевую готовность, все деревянные постройки вокруг крепости сожжены.

21 июня три английских паровых фрегата вошли в пролив Лумпарен и начали обстрел Бомарсунда. За девять часов длинного летнего дня выяснилось, что английские пушки куда дальнобойнее российских. Зато стены выстояли, пробить их не удалось. Лишь четверо защитников было убито по их же неосторожности: они высунулись в амбразуры. Особо пострадал гарнизонный поп, отправившийся в церковь просить божьей защиты от злодеев: ядром ему оторвало полбороды. Бывалый батюшка явился к Бодиско, требуя, раз уж так вышло, наградить его за храбрость.

 Страницы: 12

С этой статьей об Аландских островах также читали:

  На свежем воздухе

  Шопинг и сувениры с Аландов

  Знаменитый след нашей истории

  Аланды — территория Финляндии

  Аландское региональное гражданство

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU