Ниуэ
Ниуэ
Палестина
Палестина
США
США
Аргентина
Аргентина
Иордания
Иордания
Бангладеш
Бангладеш
Япония
Япония
Вануату
Вануату
Словения
Словения
Испания
Испания
Сингапур
Сингапур
Гренада
Гренада
Зимбабве
Зимбабве
Беларусь
Беларусь

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Армения:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Традиционная кухня Армении

Ереван – колоритная столица Армении

Великолепная Армения

Все дороги ведут в Ереван

Армению бог создал для отдыха и туризма

Цвет граната - символ любви

Культура Армении

Из глубины веков

Города и курорты Армении

Советы

Знаменитые Армяне

Деятели культуры

Армянский дневник

Каменные кресты

Путешествие в Нагорное Поднебесье


Армения - Сквозь запретную зону

Сквозь запретную зону

  

Подраздел: Cтатьи об Армении | Армения
Страницы: 12345
Через полчаса осыпи заканчиваются и на высоте около 3500 метров переходят в скудные альпийские луга. Вторая половина дня ушла на поиски воды. Несмотря на огромные ледники прямо по курсу, обнаружить ее поблизости не удалось, и, посовещавшись, мы решили спуститься немного, чтобы разбить лагерь и подготовиться к раннему утреннему выходу. Поставив палатку и сварив на газе ужин, улеглись спать, но добрую половину ночи я не спал, обдумывая тактические варианты восхождения.

Мне очень не хотелось проиграть

Утро восьмого дня путешествия.

Собираю рюкзак, готовлю завтрак. Из палатки появляется безмятежный и улыбающийся Лазарь; надо сказать, на протяжении всего путешествия он выполнял роль буфера между мной и Юрой. Выходим в 5.30 утра. Еще прохладно, вдали видны верхние склоны Арарата, испещренные полосами голубого льда. Спускающийся к нам северо-западный гребень, с которым мы до некоторой степени связываем наши надежды на восхождение, тянется без конца – острый, как нож, с бесчисленными ледяными «жандармами» и снежными карнизами. Откровенно говоря, он выглядит непреодолимым. Ближние темно-коричневые скальные выходы резко выделяются на фоне сверкающего снега. У меня не хватает дерзости проложить здесь маршрут восхождения. Останавливаемся передохнуть перед скалами, жестко спорю с Юрой о пути штурма, но предпочтение отдаю его варианту. Напоминаю ему, что при восхождении терпит крушение именно тот, кто не может приспособиться к обстоятельствам, изменить, если нужно, принятое решение. Итак, вперед! Рельеф усложняется. Крутизна скального пояса велика, к тому же начинает чувствоваться высота. Иду по скалам. Украдкой поглядываю назад, контролируя визуально, где ребята. Юра лезет медленно, видимо, его одолевает усталость. На границе снега, льда и скал жду ребят. Затарахтел вертолет, и мы прячемся в скалах: предосторожность не кажется нам лишней. Как выяснилось позже, это был патрульный вертолет, дважды в сутки делающий контрольный облет горы.

Мы затеряны на высоте около 4500 метров, усталые и голодные.

Медная табличка, оставленная на вершине Арарата А. В. ПастуховымПора искать площадку для ночлега. Рядом шумит река. Юра расчищает площадку, а мы с Лазарем идем за водой. Холодновато. Хорошей площадки подготовить не удалось. Кладем палатку прямо на камни и в теплой одежде забираемся внутрь. Закрываю глаза, расслабляюсь и, как обычно в горах, пытаюсь забыться. Часы текут медленно... Иногда приоткрываю глаза и смотрю на небо, в котором неподвижно висят хрустальные звезды. Мне очень не хочется, чтобы появились облака. Так, в полудреме, почти окоченевший, я с радостью встречаю первые признаки зари. Скалы скользкие и ненадежные. Примерно в полукилометре выше их видны гигантские сбросы голубого льда. Мы идем по тому пути, который наметили на середине маршрута. Внезапно скалы исчезли. Я вышел на небольшую площадку перед ледовой стеной и понял: мы все-таки «вперлись». Отчаяние и злость овладели мной. Немного спустя подошли ребята. Ветер усиливается. Сняв рюкзаки, обсуждаем возможности дальнейшего движения. Юра предлагает идти вдоль стены – искать проход. Я резко возражаю: «Нет! Никаких поисков! Только вперед, в лоб». Интуиция подсказывает мне, что ключ именно в этом.

Готовим веревку. Лазарь вызывается идти первым. Ввинчиваю ледобур, прищелкиваю карабином веревку. Надев «кошки», Лазарь с большим трудом проходит несколько метров. Напряжение достигает предела. Юра что-то комментирует насчет «загремит», но я не отвечаю, целиком поглощенный страховкой. Конец веревки. Однако Лазарь просит выдать еще. Смотрю вверх: он стоит, вонзив в лед передние зубья «кошек», в нескольких метрах от перегиба. Надо что-то предпринять. Прошу его застраховаться, снимаю свой ледобур и даю ему возможность уйти за перегиб. Он уходит и что-то кричит, но слышно очень плохо. Веревка закреплена, предлагаю Юре идти вверх по перилам. Через какое-то время подхожу к ним и вижу: громадный северный склон Арарата, покрытый льдом, сверкает, как бриллиант. Склон, к счастью, лишен отвесных стен, гребней, висячих ледников – всего того, что могло бы превратить в утопию мысль о восхождении. Погода ухудшается. Совсем близко раздается грохот. Быстрее вверх! Я прекрасно понимаю, какой опасности мы подвергаемся, зная по опыту, как страшна гроза в горах. Принимаем решение проскочить в одно из «окон». Оправдается ли подобный риск? Этот вопрос повергает меня в смятение: кажется, что траверс взлета бесконечен, а там, наверху, просматривается еще одна небольшая ледовая стенка.
Табличка пролежала на вершине целый век

Медная табличка, оставленная на вершине А. В. Пастуховым, куда он поднимался во главе топографического отряда казаков.

 Страницы: 12345

С этой статьей об Армении также читали:

  Армения после распада СССР

  Армянское вино

  10 вещей, которые надо сделать в Ереване

  Исключительные вина

  Деятели культуры

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU