Лесото
Лесото
Панама
Панама
Гренада
Гренада
Гана
Гана
Сингапур
Сингапур
Малайзия
Малайзия
Фиджи
Фиджи
Уганда
Уганда
Египет
Египет
Боливия
Боливия
Шри Ланка
Шри Ланка
Ямайка
Ямайка
Ливан
Ливан
Непал
Непал

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Гончарное чудо Риштана

Гончарное чудо Риштана

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 123

Керамика РиштанаРиштан (узбекск. Rishdan) — город в Ферганской области Узбекистана, расположенный между Кокандом и Ферганой. Город известен местным традиционным искусством керамики.

Гончарное производство в Риштане прошло все фазы развития – от домашнего гончарства до современного производства. К концу XIX в. Риштан оформился в один из крупнейших в Средней Азии центров по выпуску глазурованной посуды. Как свидетельствуют этнографы, «в конце XIX-нач. ХХвв. в Риштане насчитывалось 80 гончарных мастерских, в которых работало 300 человек. В мастерской работали мастер, члены его семьи, в некоторых – один-два подмастерья. За сезон, который продолжался 6-7 месяцев, выпускалось 1500-1700 изделий. Это был период формирования цехового производства, в котором каждый мастер специализировался на одном из видов продукции или на одном из процессов производства.

Существовало строгое деление между двумя основными группами риштанских мастеров, изготовлявших неполивную и глазурованную посуду. Одну представляли кузагары и танурчи – искусные формовщики, выделывавшие крупные сосуды хозяйственного назначения – кузы, хумы и прочую кухонную утварь, а также тануры – печи для выпечки хлеба. Иногда они использовали поливу в своих изделиях, но считали ее излишеством. В другую группу входили тавокчи – мастера по выделке разнообразной расписной глазурованной посуды: сафедпазы, чиннисозы, зардпазы.

В каждом цеховом объединении были свой устав – рисоля, святой покровитель, и свой избираемый старейшина – аксакал. Существовало некоторое соперничество между кузагарами и тавокчи. Кузагары считали себя настоящими гончарами-кулолами – «основными хранителями старых традиций и основоположниками гончарства», но оставались в тени более преуспевающих и высокомерных тавокчи, расписная посуда которых пользовалась большим спросом и известностью. Обе группы мастеров проживали компактно, каждая в своем квартале: кузагары – в махалле Кузагарон (прежде Мир Хасан), тавокчи – в махалле Чиннигарон.

До середины XIX в. эта махалля называлась Кулибегон (Рабы бека), а в более ранние времена – Калайи Поин (Нижняя крепость). В этих старинных названиях запечатлены вехи истории Риштана и его жителей. В начале XX в. в квартале Чиннигарон насчитывалось 100 домов мастеров, занимавшихся, в основном, производством поливной посуды из фаянса – чинни. Расселялись гончары и в других кварталах города -махалле Кулолони Боло (Верхний гончарный квартал), Дукчион (квартал веретенщиков) и Казион (квартал судей). Ремесло мастеров постигалось в процессе продолжительного ученичества. Обучение мастерству у кузагаров проходило в более короткие сроки, чем у мастеров тавокчи. Но они редко допускали к своему ремеслу посторонних.

Так замешивается глина для будущих маленьких шедевровК середине XIX в. сложились основные стилистические особенности риштанской школы гончарства, сохранившиеся до настоящего времени. Наиболее ранним видом гончарной посуды риштанские мастера считают бирюзово-медную – кабуди мисин, покрытую глухой поливой, подкрашенной окисью меди зеленовато-голубых тонов. Затем стали популярными изысканные изделия из фаянсового черепка – чинни, с тонким кружевом росписи под глухой бирюзовой поливой. Восстановление этой техники, забытой со времен средневековья, риштанские мастера адресуют братьям-гончарам Усто Абдуджалолу и Усто Абдуджамилу, которые привезли ее рецепты из Кашгара и Ирана.

Особенно широко распространились изделия чинни в конце XIX в., во времена Усто Калли Абдуллы, наладившего производство этой посуды в Риштане. Помимо чинни, в широком обиходе была белофонная, расписанная ультрамарином посуда – ложувари, покрытая мягкой прозрачной ишкоровой глазурью.

Голубая керамика Риштана вывозилась на рынки Ферганы, Самарканда, Ташкента и Бухары. Быстрому и повсеместному ее распространению способствовали не только отменное качество, но относительная дешевизна по сравнению с китайской посудой, ввоз которой из Кашгара к этому времени прекратился. Способствовали спросу особо почитаемый на Востоке цвет бирюзы и, конечно, использование риштанскими мастерами наиболее предпочитаемых местным населением форм и декора. Некоторые элементы подражания китайскому фарфору не вводили покупателей в заблуждение, даже при том, что наиболее предприимчивые мастера в целях лучшего сбыта ставили на поддонах изделий свои клейма в «китайском стиле». Посуду эту так и называли: елгон чинни, сопол чинни, тошкан чинни, чинни мусульмони, т.е. ложный, глиняный, ташкентский, мусульманский фарфор.

 Страницы: 123

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Oснователь династии Великих Моголов

  Mузей литературы имени Алишера Навои

  Каракалпакистан

  Внутренний город Хив

  Oт узбекской кухни спасайтесь… водкой!

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU