|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Риштан (узбекск. Rishdan) — город в Ферганской области Узбекистана, расположенный между Кокандом и Ферганой. Город известен местным традиционным искусством керамики. Гончарное производство в Риштане прошло все фазы развития – от домашнего гончарства до современного производства. К концу XIX в. Риштан оформился в один из крупнейших в Средней Азии центров по выпуску глазурованной посуды. Как свидетельствуют этнографы, «в конце XIX-нач. ХХвв. в Риштане насчитывалось 80 гончарных мастерских, в которых работало 300 человек. В мастерской работали мастер, члены его семьи, в некоторых – один-два подмастерья. За сезон, который продолжался 6-7 месяцев, выпускалось 1500-1700 изделий. Это был период формирования цехового производства, в котором каждый мастер специализировался на одном из видов продукции или на одном из процессов производства. Существовало строгое деление между двумя основными группами риштанских мастеров, изготовлявших неполивную и глазурованную посуду. Одну представляли кузагары и танурчи – искусные формовщики, выделывавшие крупные сосуды хозяйственного назначения – кузы, хумы и прочую кухонную утварь, а также тануры – печи для выпечки хлеба. Иногда они использовали поливу в своих изделиях, но считали ее излишеством. В другую группу входили тавокчи – мастера по выделке разнообразной расписной глазурованной посуды: сафедпазы, чиннисозы, зардпазы. В каждом цеховом объединении были свой устав – рисоля, святой покровитель, и свой избираемый старейшина – аксакал. Существовало некоторое соперничество между кузагарами и тавокчи. Кузагары считали себя настоящими гончарами-кулолами – «основными хранителями старых традиций и основоположниками гончарства», но оставались в тени более преуспевающих и высокомерных тавокчи, расписная посуда которых пользовалась большим спросом и известностью. Обе группы мастеров проживали компактно, каждая в своем квартале: кузагары – в махалле Кузагарон (прежде Мир Хасан), тавокчи – в махалле Чиннигарон. До середины XIX в. эта махалля называлась Кулибегон (Рабы бека), а в более ранние времена – Калайи Поин (Нижняя крепость). В этих старинных названиях запечатлены вехи истории Риштана и его жителей. В начале XX в. в квартале Чиннигарон насчитывалось 100 домов мастеров, занимавшихся, в основном, производством поливной посуды из фаянса – чинни. Расселялись гончары и в других кварталах города -махалле Кулолони Боло (Верхний гончарный квартал), Дукчион (квартал веретенщиков) и Казион (квартал судей). Ремесло мастеров постигалось в процессе продолжительного ученичества. Обучение мастерству у кузагаров проходило в более короткие сроки, чем у мастеров тавокчи. Но они редко допускали к своему ремеслу посторонних. К середине XIX в. сложились основные стилистические особенности риштанской школы гончарства, сохранившиеся до настоящего времени. Наиболее ранним видом гончарной посуды риштанские мастера считают бирюзово-медную – кабуди мисин, покрытую глухой поливой, подкрашенной окисью меди зеленовато-голубых тонов. Затем стали популярными изысканные изделия из фаянсового черепка – чинни, с тонким кружевом росписи под глухой бирюзовой поливой. Восстановление этой техники, забытой со времен средневековья, риштанские мастера адресуют братьям-гончарам Усто Абдуджалолу и Усто Абдуджамилу, которые привезли ее рецепты из Кашгара и Ирана. Особенно широко распространились изделия чинни в конце XIX в., во времена Усто Калли Абдуллы, наладившего производство этой посуды в Риштане. Помимо чинни, в широком обиходе была белофонная, расписанная ультрамарином посуда – ложувари, покрытая мягкой прозрачной ишкоровой глазурью. Голубая керамика Риштана вывозилась на рынки Ферганы, Самарканда, Ташкента и Бухары. Быстрому и повсеместному ее распространению способствовали не только отменное качество, но относительная дешевизна по сравнению с китайской посудой, ввоз которой из Кашгара к этому времени прекратился. Способствовали спросу особо почитаемый на Востоке цвет бирюзы и, конечно, использование риштанскими мастерами наиболее предпочитаемых местным населением форм и декора. Некоторые элементы подражания китайскому фарфору не вводили покупателей в заблуждение, даже при том, что наиболее предприимчивые мастера в целях лучшего сбыта ставили на поддонах изделий свои клейма в «китайском стиле». Посуду эту так и называли: елгон чинни, сопол чинни, тошкан чинни, чинни мусульмони, т.е. ложный, глиняный, ташкентский, мусульманский фарфор.
Oснователь династии Великих Моголов | |||||||||
|