Ливия
Ливия
Малави
Малави
Мексика
Мексика
Гана
Гана
Казахстан
Казахстан
Италия
Италия
Гвиана
Гвиана
Гвинея
Гвинея
Андорра
Андорра
Гаити
Гаити
Перу
Перу
Алжир
Алжир
Марокко
Марокко
Турция
Турция

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - История Корана Османа

История Корана Османа

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 1234
Он приказал уничтожить оригиналы всех насильно или добровольно собранных записей. Окончательный сводный текст Корана был закончен в 656 году. Зейд ибн Сабит получил от казны сто тысяч дирхемов, а священная книга была переписана в пяти экземплярах и разослана в важнейшие центры халифата - Мекку, Медину, Дамаск, Куфу и Басру. Подлинник Осман оставил себе. По преданию, именно этот Коран читал Осман, когда мятежники пришли его убивать, и на страницах книги остались пятна крови праведного халифа. И этот унифицированный текст Корана был признан каноническим в самом многочисленном суннитском направлении ислама.

Мавзолей амира ТемураТеперь можно только подивиться и отдать должное тем, кто трудился над этим огромным древним манускриптом, переписывал и украшал его. Он исполнен древнейшим куфическим письмом на 353 листах толстого крепкого пергамента, с одной стороны гладкого и глянцевитого, желтого цвета, с другой белого, в мелких морщинках. На каждом листе размещено двенадцать строк. Причем текст занимает значительное пространство. На месте 69 недостающих, когда-то вырванных или утерянных, листов - бумажные, имитирующие пергамент. Каждая сура отделена от соседней цветной полосой из узорчатых квадратиков или раскрашенных продолговатых прямоугольников. Названия суры не имеют, но все, за исключением девятой, начинаются со слов "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного".

Затем в судьбе Корана Османа наступила пауза. Этот экземпляр священной книги исчез. Но спустя некоторое время в мусульманском мире появилось несколько списков Корана с окровавленными страницами, каждый из которых претендовал на то, чтобы считаться подлинным Кораном Османа. Возможно, что среди них действительно находился этот экземпляр, но доказать его подлинность теперь невозможно. Впрочем, такие доказательства в мусульманской общине никого и не интересовали. Сомневаться в подлинности реликвии считалось кощунством.

По свидетельству известного венгерского ориенталиста Арминия Вамбери, совершившего в 1863 году под видом странствующего дервиша путешествие в Центральную Азию, он видел в Самарканде, в мавзолее Амира Темура, на возвышении посреди гробницы большой Коран, написанный на коже газели. "Я слышал, - писал он, - от многих и верных людей, что это тот самый экземпляр, который был написан вторым халифом. Прославленный полководец Темур привез с собой эту святыню из сокровищницы турецкого султана Баязида в Бурсе".

Когда в 1868 году войска царской России вошли в Самарканд, включенный затем в состав Заравшанского округа Туркестанского края, Коран Османа хранился в мечети Ходжи Ахрора, шейха суфийского ордена, жившего в пятнадцатом веке. Мечеть активно посещали паломники, поклонялись святыне, просили у нее благословения. В дни больших праздников книгу выносили из мечети и показывали народу.

Начальник округа генерал Абрамов среди прочих дел заинтересовался старинным и редким списком Корана. Существует несколько версий того, как Коран Османа мог попасть в Самарканд. Некоторые ученые считают, что его привез из Багдада в Х веке богослов Абу Бакр Каффал ал-Шаши. Также существует предание, что один из учеников-мюридов Ходжи Ахрора, возвращаясь из Мекки после паломничества, излечил от болезни константинопольского правителя и в награду за это выпросил в дар Коран Османа. Большинство исследователей считает, что наиболее вероятная версия заключается в том, что Коран был захвачен Амиром Темуром во время одного из его походов в Сирии или Ираке и потом хранился в библиотеке самого повелителя. А через некоторое время в силу неизвестных нам обстоятельств попал в мечеть Ходжи Ахрора.

Теперь уже невозможно установить, при каких именно обстоятельствах Коран Османа оказался вне стен мечети. Как бы то ни было, но книга за символическое вознаграждение в сто рублей оказалась в руках Абрамова. Он переправил Коран Османа в Ташкент генерал-губернатору края Кауфману. Меценат Кауфман в свою очередь препроводил книгу в Санкт-Петербург, где она была помещена в рукописный отдел Публичной библиотеки. Так впервые за несколько столетий святыне ислама было суждено оказаться за пределами мусульманского мира. Но, как известно, нет худа без добра, и теперь ученые получили возможность досконально изучить редкую книгу. Русский востоковед А.Ф.Шебунин установил, что рукопись относится к началу VIII века, что составлена она на территории Ирака и, вероятно, сделана с того списка Корана Османа, который был отправлен в Басру после записи унифицированного текста.

Работы ученых вызвали повышенный интерес общественности к Корану Османа. Тексты его отдельных листов стали фотографироваться, издаваться литографическим способом и поступать в продажу.

 Страницы: 1234

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Дом-музей Айбека Муса Ташмухамедова

  Аль Бухари

  Новая Бухара

  Каракалпакистан

  Майданакская обсерватория

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU