Панама
Панама
Эстония
Эстония
Сальвадор
Сальвадор
Пакистан
Пакистан
Парагвай
Парагвай
Нигер
Нигер
Румыния
Румыния
Непал
Непал
Йемен
Йемен
ОАЭ
ОАЭ
Науру
Науру
Гватемала
Гватемала
Габон
Габон
Шри Ланка
Шри Ланка

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Эстония:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Выставка «Титаник: история, находки, легенды»

Средневековый замок Сагниц и новый дворец Сангасте

Церковь-замок Пёйде

По следам двух войн

Улица Ратаскаеву и её легенда

Замок Виртсу

Силламяэ

Кохтла-Ярве

Скит Пюхтицкого монастыря

Дайвинг в Эстонии

Музыкальная башня

Птичьи облака

Тенистые аллеи усадьбы Вихула

Kандальный путь барона Розена во глубину Сибири

Вооружённые силы Эстонии


Эстония - Собор Святой Марии

Собор Святой Марии

  

Подраздел: Cтатьи об Эстонии | Эстония
Страницы: 123

Домский собор ТаллинаЦентральным и одновременно старейшим сооружением Большой крепости является собор св. Марии (Домская церковь). Церковь дала название всему Вышгороду (немецкое "Домберг" - эстонское "Тоомпеа")

История строительства этой древнейшей, по нашим данным, культовой постройки не только Таллинна, но и всей материковой Эстонии продолжительна и сложна, и до сих пор многое в ней еще остается неясным. Ведется она, в общем, с 1210 года, когда в Таллинн вместе с захватчиками прибыло и несколько представителей высшего духовенства во главе с лундским архиепископом Андреасом Сунонисом. Тогда же, вероятно, и была построена предшественница современной церкви - временная деревянная церковь.

В 1229 году в Таллинн из датского городка Рибе приехали доминиканцы, они построили себе на Вышгороде монастырь и, по всей вероятности, приступили к строительству каменной церкви на месте имевшейся деревянной, но в 1233 году между Орденом меченосцев и вассалами, поддерживавшими наместника папы римского, вспыхнула распря. В ходе ее монастырский конвент погиб, и строительство церкви продолжили, вероятно, меченосцы. Проведенные исследования позволяют утверждать, что когда-то это была однонефная церковь с прямоугольной алтарной частью. К северной стене ее примыкала ризница. Все части здания имели деревянные перекрытия. Это скромное сооружение относилось к широко распространенным в XIII-XIV веках в Дании и Скандинавии однонефным церквам с прямоугольной алтарной частью. Известен был этот тип церквей и в Вестфалии.В 1240 году, после восстановления датского владычества в Эстонии, церковь Спасителя и Девы Марии (лат. templum Salvadoris et Mariae) освятили как соборную, статус этот она сохраняет и поныне.

Таллиннский епископ был высшим духовным лицом таллиннской епархии. На первых порах доходы его были более чем скромны, так что он не имел возможности предпринять более обширное строительство. Только в последней четверти XIII века благодаря укреплению позиции епископа и усилению его влияния в датских владениях - в конце XIII - начале XIV века епископ даже выполнял роль наместника короля в вопросах управления здешними землями - удалось начать перестройку собора. Возросшие доходы епархии и расширение землевладений епископа позволили приступить к этой перестройке.Работы начались в алтарной части - восточную стену снесли, алтарную часть удлинили, и она получила полигональное завершение, а в западной части возвели новую триумфальную арку, соединившую алтарную часть с самим храмом.

Домский собор ТаллинаАлтарная часть была перекрыта кирпичным сводом с нервюрами, нервюры получил и свод алтарной апсиды. К концу XIII века работы в этой части церкви были закончены. Затем в первой половине XIV века началась перестройка основной части церкви.В 1319 году работы шли полным ходом, как это можно заключить из изданного в том же году указа короля Эрика Менведа относительно основания Домской школы, где сказано, что всякий родитель, который откажется послать своего ребенка в школу, будет оштрафован на 10 марок: четыре из них пойдут на строительство замка, три - на строительство городской стены и три марки - на строительство Домской церкви.На месте однонефной возвели трехнефную церковь зального типа, наружные стены ее сохранились до наших дней. Нефы, имеющие примерно одинаковую ширину, были перекрыты кирпичными сводами. Толщину западной стены центрального нефа увеличили настолько, что в южную часть ее удалось встроить винтовую лестницу; рядом поставили небольшую часовенку, над ней расположена ложа, выходящая в церковь.

Была расширена и примыкающая к северной стене алтарной части ризница, с помощью большой арки ее соединили с продольным северным нефом. В церкви господствовал типичный для церквей зального типа того времени принцип единого пространства. Сравнительно короткая и широкая в плане церковь напоминает вестфальские образцы, о них напоминает и восьмипарусный нервюрный свод.Архитектурная выразительность здания определялась богатым использованием каменного декора в оформлении арок, отделяющих алтарную часть и алтарную апсиду, а также деталями оформления угловых консольных столбов, замковых камней и т. п. Использованные в каменном декоре растительные мотивы относятся больше к абстрагирующему стилю переходного периода, их свежее и непринужденное исполнение связывает новое здание с готикой. Внешняя архитектура здания отличается компактной, сравнительно мало расчлененной массой, выразительность которой во многом сообщали поверхности, украшенные каменной резьбой.

 Страницы: 123

С этой статьей об Эстонии также читали:

  Уютная скромность Хаапсалу

  Кайто Баруто

  Cильнейший атлет всех времен

  Арнольд Мери

  Замок Тоолсе

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU