Сенегал
Сенегал
Ангола
Ангола
Таиланд
Таиланд
Камерун
Камерун
Болгария
Болгария
Латвия
Латвия
Ливия
Ливия
Токелау
Токелау
Италия
Италия
Ниуэ
Ниуэ
Финляндия
Финляндия
Швейцария
Швейцария
Палау
Палау
Непал
Непал

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Возрождение древних промыслов Узбекистана

Возрождение древних промыслов Узбекистана

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 1234

Керамика из РиштанаИсторию художественных промыслов Узбекистана можно сравнить с течением центральноазиатских рек Сырдарьи и Амударьи. Истоки их лежат высоко в горах, в царстве ледников и туманов. Ниже воды сливаются воедино, образуя стремительные реки, которые на равнинах замедляют свой бег, орошая поля и питая водоемы. Так история ремесел берет свое начало в глубине веков, развиваясь то стремительно, то медлительно и плавно, но один этап следовал за другим, сохраняя традиции и преемственность развития.

По дорогам Великого шелкового пути, пролегавшим через территорию современного Узбекистана, на протяжении многих столетий караваны перевозили на Восток и на Запад товары, среди которых не последнее место занимали изделия ремесленников. В VII веке буддийский монах Сюань Цзянь в своих "Записках о путешествии по западным территориям" свидетельствовал, что "мастерство самаркандских ремесленников превосходит их мастерство в других странах".

Среди множества ремесел, которыми владеют узбеки, одним из самых древних и уважаемых является гончарное искусство. Зародившись на заре человеческой цивилизации, в первую очередь для удовлетворения потребности в домашней утвари, керамика стала важнейшей частью культурного наследия. До нашего времени сохранилась расписанные глазурью керамические чаши, множество глиняных фигурок местных божеств и фантастических животных, созданных руками мастеров легендарной Согдианы. Сегодня в орнаментах изделий керамистов Самарканда и Ташкента мы узнаем древние символы земли, воды, неба, солнца, звезд. А забавные фигурки драконов, лошадок и козликов напоминают о терракотах Афрасиаба.

Около тысячи лет назад в ферганском селении Риштан возник гончарный промысел. Керамические изделия риштанских мастеров-кузгаров, покрытые яркой голубой глазурью "ишкор", пользовались необыкновенным спросом на всем протяжении Великого шелкового пути. Однако со строительством в Риштане в начале шестидесятых годов прошлого века керамического завода, на котором стали применяться современные технологии и фабричные глазури, старинный способ изготовления керамики стал исчезать. И лишь благодаря энтузиазму потомственных мастеров И.Камилова и Ш.Юсупова была возрождена прославленная голубая керамика, а их ученики продолжают использовать древние традиции.

С незапамятных времен в горах Согда добывалось золото, серебро, медь, железо, олово. И согдийские ремесленники славились мастерством обработки металла. Кинжалы и ножи, наконечники стрел и копий, кольчуги и стремена для боевых коней вывозились купцами далеко за пределы страны.

Самые древние находки бронзовых и медных изделий на территории Узбекистана относятся к IV тысячелетию до нашей эры. Мастерство согдийских оружейников высоко ценилось в эпоху эллинизма. А в Х веке арабский географ и путешественник Ал-Мукаддаси, перечисляя товары, вывозимые из государства Саманидов, упоминает драгоценные серебряные сосуды и медные лампы из Бухары, украшенные орнаментом и арабскими надписями. Особенно высокого уровня достигает искусство обработки металла в эпоху Темуридов.

Узбекская чеканкаС середины XIX столетия в Бухаре, Хиве, Коканде, Самарканде и Ташкенте сформировались региональные школы чеканки по металлу. Они отличались способами изготовления литых и кованых сосудов и подносов, приемами нанесения орнамента, построением узоров.

Сегодня потомственные мастера-кандакоры передают вековые традиции и свой опыт молодым ремесленникам. Кузнецы Ферганской долины с древних времен ковали отличные сабли, кинжалы, наконечники копий и стрел. По словам историка Х века Ибн-Хаукаля, "железное оружие из Ферганы было во всеобщем употреблении от Хорасана до Багдада".

К XVIII веку оружейники стали специализироваться на изготовлении традиционных ножей. Такой нож в кожаном чехле - непременный атрибут узбекского национального костюма. Это ремесло и по сей день распространено в Коканде, Шахрихане и других городах Ферганской долины.

Но самый знаменитый кузнечный промысел - в городе Чусте. Здесь производится более полутора десятка видов ножей. Нож-пичок, сработанный чустским мастером, - настоящее произведение искусства. Его острое, изысканной формы лезвие, оправленное в рукоятку, любовно вырезанную из дерева, кости или рога, будет служить хозяину долгие годы.

Ремесло ювелира - одно из древнейших на земле. Судя по уникальным золотым украшениям из знаменитого Амударьинского клада, в IV веке до нашей эры бактрийские мастера уже достигли высот настоящего искусства.

 Страницы: 1234

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Ритмы древней нагоры

  В чайхане пьют чай

  Испытание пустыней

  Роксана Амударьинская

  Тандыр-Гушт

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU