![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: ![]() ![]() ![]() Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
По дорогам Великого шелкового пути, пролегавшим через территорию современного Узбекистана, на протяжении многих столетий караваны перевозили на Восток и на Запад товары, среди которых не последнее место занимали изделия ремесленников. В VII веке буддийский монах Сюань Цзянь в своих "Записках о путешествии по западным территориям" свидетельствовал, что "мастерство самаркандских ремесленников превосходит их мастерство в других странах". Среди множества ремесел, которыми владеют узбеки, одним из самых древних и уважаемых является гончарное искусство. Зародившись на заре человеческой цивилизации, в первую очередь для удовлетворения потребности в домашней утвари, керамика стала важнейшей частью культурного наследия. До нашего времени сохранилась расписанные глазурью керамические чаши, множество глиняных фигурок местных божеств и фантастических животных, созданных руками мастеров легендарной Согдианы. Сегодня в орнаментах изделий керамистов Самарканда и Ташкента мы узнаем древние символы земли, воды, неба, солнца, звезд. А забавные фигурки драконов, лошадок и козликов напоминают о терракотах Афрасиаба. Около тысячи лет назад в ферганском селении Риштан возник гончарный промысел. Керамические изделия риштанских мастеров-кузгаров, покрытые яркой голубой глазурью "ишкор", пользовались необыкновенным спросом на всем протяжении Великого шелкового пути. Однако со строительством в Риштане в начале шестидесятых годов прошлого века керамического завода, на котором стали применяться современные технологии и фабричные глазури, старинный способ изготовления керамики стал исчезать. И лишь благодаря энтузиазму потомственных мастеров И.Камилова и Ш.Юсупова была возрождена прославленная голубая керамика, а их ученики продолжают использовать древние традиции. С незапамятных времен в горах Согда добывалось золото, серебро, медь, железо, олово. И согдийские ремесленники славились мастерством обработки металла. Кинжалы и ножи, наконечники стрел и копий, кольчуги и стремена для боевых коней вывозились купцами далеко за пределы страны. Самые древние находки бронзовых и медных изделий на территории Узбекистана относятся к IV тысячелетию до нашей эры. Мастерство согдийских оружейников высоко ценилось в эпоху эллинизма. А в Х веке арабский географ и путешественник Ал-Мукаддаси, перечисляя товары, вывозимые из государства Саманидов, упоминает драгоценные серебряные сосуды и медные лампы из Бухары, украшенные орнаментом и арабскими надписями. Особенно высокого уровня достигает искусство обработки металла в эпоху Темуридов.
Сегодня потомственные мастера-кандакоры передают вековые традиции и свой опыт молодым ремесленникам. Кузнецы Ферганской долины с древних времен ковали отличные сабли, кинжалы, наконечники копий и стрел. По словам историка Х века Ибн-Хаукаля, "железное оружие из Ферганы было во всеобщем употреблении от Хорасана до Багдада". К XVIII веку оружейники стали специализироваться на изготовлении традиционных ножей. Такой нож в кожаном чехле - непременный атрибут узбекского национального костюма. Это ремесло и по сей день распространено в Коканде, Шахрихане и других городах Ферганской долины. Но самый знаменитый кузнечный промысел - в городе Чусте. Здесь производится более полутора десятка видов ножей. Нож-пичок, сработанный чустским мастером, - настоящее произведение искусства. Его острое, изысканной формы лезвие, оправленное в рукоятку, любовно вырезанную из дерева, кости или рога, будет служить хозяину долгие годы. Ремесло ювелира - одно из древнейших на земле. Судя по уникальным золотым украшениям из знаменитого Амударьинского клада, в IV веке до нашей эры бактрийские мастера уже достигли высот настоящего искусства.
| |||||||||
|