Палау
Палау
Чад
Чад
Норвегия
Норвегия
Перу
Перу
Ватикан
Ватикан
Тайвань
Тайвань
Свазиленд
Свазиленд
Гондурас
Гондурас
Аруба
Аруба
Маврикий
Маврикий
Эквадор
Эквадор
Гуам
Гуам
Египет
Египет
Ангилья
Ангилья

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Возрождение древних промыслов Узбекистана

Возрождение древних промыслов Узбекистана

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 1234
Современные мастера-резчики по дереву бережно сохранили старинные приемы и успешно возродили такие уникальные виды резьбы, как "лаух" - раскладная подставка для Корана, вырезанная из цельного куска дерева и не имеющая соединительных элементов и шарниров, и ажурная наборная решетка "панджара", при изготовлении которой не применяются ни клей, ни гвозди.

Узбекская вышивка

Одним из распространенных народных промыслов в Узбекистане, начиная с VII века, было золотое шитье. Знаменитые бухарские халаты, расшитые золотой и серебряной нитью, нарядные попоны для лошадей, молитвенные коврики "жой-намаз" в XIX - начале XX века вывозились за пределы страны, в том числе в Европу.

На протяжении веков сосуществовали две школы золотошвейного искусства, отличавшиеся техническими приемами и орнаментами - бухарская "заминдузлик" и самаркандская "гулдузлик".

Если бухарские золотошвеи, несмотря на все исторические катаклизмы, смогли сохранить свое традиционное ремесло, то самаркандская школа к середине ХХ века почти утратила свое значение, и лишь в наши дни в Самарканде возродился старинный промысел.

Такая же судьба была уготована ремеслу вышивальщиц. Испокон веков вышитые шелком узорчатые панно - сюзане украшали жилища узбеков, их затейливые узоры имели древнее магическое значение и по поверьям помогали сохранить в доме мир и достаток. К свадьбе в семьях готовили целые комплекты вышивок, каждая из которых имела свое назначение. По орнаменту на сюзане безошибочно можно было узнать, откуда невеста - из Ташкента, Джизака, Самарканда или Сурхандарьи. Однако некоторые некогда процветавшие центры старинного ремесла в ХХ веке, казалось, навсегда утратили свои традиции. Всего лишь несколько лет назад, благодаря влечению главы семьи Мажидовых к истории родного Бухарского края, возродилась шафирканская вышивка. Причем для сюзане используются ткани ручной выделки, а для шелковых нитей - природные красители.

Если стены традиционного узбекского жилища украшали вышивки, то пол непременно был застелен коврами. Шерстяные, шелковые и золототканые ковры, вытканные в дворцовых мастерских Хивы, Бухары или Самарканда, ценились на базарах по всему Великому шелковому пути. Марко Поло, посетив Центральную Азию, отмечал: "Выделываются тут, знайте, самые тонкие и красивые в свете ковры". Со временем производство трудоемких и дорогих шелковых ковров пришло в упадок, а с начала XIX века и вовсе прекратилось. Возродилось уникальное ремесло в ковровой мастерской "Бухара-Самарканд", организованной Мухаммадом Авазом. Пряжу здесь красят по старинным рецептам растительными красителями, в ковровом рисунке используют классические восточные орнаменты, а высота шелкового ворса не превышает двух миллиметров.

Узбекский шелковый ковер

Набивные ткани, а проще - набойка, начиная с раннего средневековья были очень популярны в Бухаре, Самарканде, Ташкенте и Ферганской долине. Ремесленники-читгары производили скатерти-дастурхоны, занавеси-парда, простыни-чойшаб, пояса для чапанов - белбог, конские попоны и многое другое. На протравленную танином ткань с помощью шампов-колыбов наносились известные с древних времен ализариновые красители. Колыбы вырезались из древесины грушевого или абрикосового дерева.

Во второй половине XIX века фабричные набивные ситцы и сатины стали вытеснять кустарную набойку. Лишь отдельные ремесленники-читгары продолжали хранить старые колыбы и рецепты красителей. Десять лет назад Абдурашид Рахимов, потомок бухарских мастеров в пятом поколении, возродил искусство многоцветной набойки. Чуть позже возобновилось производство набойки по старинной технологии в Самарканде и Андижане.

Проникновение на рынок Центральной Азии фабричных тканей поставило под угрозу исчезновения старейшие ткацкие промыслы. Известно, что согдийские ткачи славились во всем мире. Особым успехом пользовались хлопчатобумажные ткани из селения Ведар близ Самарканда. А согдийский шелк "занданачи" с вытканными сложными узорами вывозился во Францию, Бельгию, Италию.

В XVI веке Самарканд славился выделкой малинового бархата, а Бухара - бархатом с абровыми узорами. Вообще, узор "абр" - "облако", пожалуй, один из самых древних и любимых в Узбекистане. Драгоценный шелковый хан-атлас, переливающийся яркими красками, полушелковая ткань адрас, шойи ткутся из нитей, окрашенных сложной техникой перевязи перед погружением в красящий раствор.

 Страницы: 1234

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Западный Тянь-Шань

  Согдиана - страна чудес

  Мавзолей Палван Махмуда

  Немного солнца в холодной осени

  Древний Термез

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU