Норвегия
Норвегия
Йемен
Йемен
Сирия
Сирия
Иран
Иран
Панама
Панама
Габон
Габон
Ливан
Ливан
Руанда
Руанда
Франция
Франция
Мали
Мали
Швейцария
Швейцария
Болгария
Болгария
Монако
Монако
Палау
Палау

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Возрождение древних промыслов Узбекистана

Возрождение древних промыслов Узбекистана

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 1234
Архаические формы национальных браслетов, сережек и колец напоминают о согдийских украшениях, найденных археологами. Также с глубокой древности в Узбекистане почитаются магические свойства драгоценных камней - жемчуга, рубина, бирюзы, сердолика. К доисламским временам восходит обычай узбекских женщин носить в ожерелье оберег-хайкал или ювелирный футляр-тумор для амулета. Старинные приемы ювелирной техники - литье, зернь, насечка, филигрань с веками лишь совершенствовалась.

Ювелирное искусство УзбекистанаОднако в годы советской власти был наложен запрет на использование народными умельцами драгоценных металлов. Многие ремесленники-заргары, сохраняя традиционные формы, стали делать украшения из мельхиора и меди в ущерб филигранной технике, недостижимой в работе с тугоплавкими материалами. И лишь в последние полтора десятка лет, с обретением Узбекистаном независимости, были приняты законодательные акты, позволившие ювелирам вернуться к работе с драгоценными металлами и возродить старинный промысел.

В китайских хрониках I в. до н.э. отмечается, что жители Аньси и Большого Юэджи (так тогда в Китае называли земли Бактрии и Согдианы) искусны в различной резьбе, в строении дворцов, ткачестве шерстяных материй и вышивке шелком. Действительно, за несколько тысячелетий мастерство ремесленников Узбекистана в декорировании зданий достигло настоящих художественных высот.

До наших дней сохранились образцы фигурной и орнаментальной резьбы по камню, дереву и ганчу, украшавшие дворцы и храмы старого Термеза в Сурхандарье и Варахши близ Бухары. Эстетика ислама дала новый толчок развитию орнаментального искусства. Древнейшее орнаментальное резное панно из ганча, сохранившееся почти неповрежденным, было найдено учеными в руинах дворца Саманидов на городище Афрасиаб на окраине Самарканда. Уникальная по своим художественным достоинствам резьба по ганчу, созданная неизвестными мастерами в XII веке, украшает пилоны дворца правителя Термеза.

Многие памятники средневековой архитектуры Узбекистана декорированы ганчевыми резными панно и шарафа - сложнейшими по исполнению сталактитами, требующими точного математического расчета. Однако в последние десятилетия ХХ века, сохраняя традиционный орнамент, некоторые резчики по ганчу стали использовать фабричный гипс или алебастр вместо ганча. И если рельефный ганчевый орнамент старых мастеров и сегодня поражает воображение, то панно, вырезанные из гипса, требуют реставрации уже через десяток-другой лет. Восстановление традиционной технологии изготовления ганчевого раствора, использования старинных орнаментов и традиционных приемов резьбы стало настоящим возрождением древнего промысла.

Резьба по дереву доведена в Узбекистане до совершенства

Резьба по камню - такой же древний промысел, как и резьба по ганчу. В древности камень использовали при изготовления форм для литья бронзы, из камня вырезали статуэтки и амулеты. В средневековье искусство резчиков по камню нашло применение в украшении мавзолея Гур-Эмир мраморными резными панелями. Да и само надгробие Амира Темура было вырезано из темно-зеленого нефрита. Из камня была изготовлена и уникальная подставка для Корана Османа, которая до сих пор находится во внутреннем дворе мечети Биби-Ханым в Самарканде. В жилых домах Бухары, сооруженных в ХIX - начале ХХ века, и сегодня можно встретить резные панно и сливы для воды из газганского и нуратинского мрамора. Наконец, уже в наши дни узбекские мастера создали великолепные резные мраморные панно для оформления фасада здания Академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои. 

Орнаментальные мотивы резьбы по дереву близки по стилистике резьбе по ганчу и камню. Один из древнейших сохранившихся образцов резного дерева XI века - эпиграфический фриз в обрамлении орнамента из резного дерева - был обнаружен во время археологических работ в древнейшей части мавзолея Кусама ибн-Аббаса в ансамбле Шахи-Зинда. Излюбленными деталями фасадов и интерьеров стали деревянные резные колонны, панно, двери. Мастера резьбы по дереву эпохи Темуридов оставили уникальные памятники средневековой культуры. Это, в первую очередь, знаменитые резные двери гробницы Амира Темура и мавзолея Кусама ибн-Аббаса в Самарканде, кенотаф мавзолея Сейфиддина Бохарзи в Бухаре. В XVIII веке общепризнанным центром этого искусства стала Хива, о чем свидетельствует сооружение Джума-мечети с 212 резными колоннами. Резное дерево нашло широкое применение и в украшении бытовых предметов - низких столиков хан-тахта, шкатулок для драгоценностей и футляров.

 Страницы: 1234

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Медресе Кукельдаш

  Джуйбарские ходжи

  Европейские части городов Ферганской долины

  Десять вещей, которые надо сделать в Бухаре

  Столица Узбекистана

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU