Индия
Индия
Белиз
Белиз
Турция
Турция
Ямайка
Ямайка
Австрия
Австрия
Макао
Макао
Таиланд
Таиланд
Латвия
Латвия
Грузия
Грузия
Литва
Литва
Греция
Греция
Словения
Словения
Кувейт
Кувейт
Замбия
Замбия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - История  музея искусств им. И.В.Савицкого

История музея искусств им. И.В.Савицкого

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12
Его целью было создать необычный музей, не повторять повсеместно распространенный принцип малых Третьяковок. Он также хотел показать молодым каракалпакским художникам, по какому пути шли их предшественники в Москве и в Ташкенте в 1920-1930 – е годы.

Александр Куприн " Натюрморт с розовым чайником"

Поначалу Савицкий собирал работы художников, связанных со Средней Азией (А. Исупов, Л. Крамаренко, Н. Ульянов, Р. Фальк, М. Волошин) и стоявших у истоков формирования среднеазиатской художественной школы (Р. Мазель), в частности, узбекистанской (А. Волков, М. Курзин, Н. Карахан, У. Тансыкбаев, В. Уфимцев и другие), а впоследствии расширил круг художников.

Будучи свидетелем происходящего в культурной политике со времен сталинизма, он не мог пройти мимо и игнорировать целый пласт погибающей русской культуры в то время (1960-е годы) практически никому не нужной в СССР. Игорь Савицкий начинает вывозить из Москвы и других городов Союза сотни, тысячи, десятки тысяч работ забытых, заклейменных в формализме художников-изгоев в далекий от политических центров Нукус. В результате кредита доверия от местных властей, Савицкий за 10-15 лет собрал коллекцию музея. Расплачивался он государственными деньгами, правда, в течение многих лет. Главной его заботой было найти деньги на оплату собранных картин и рисунков.

В первые же годы существования нукусское собрание получает известность, но все же это была неофициальная слава. В 1968-1969 годах его коллекция показана в Москве, в Музее Востока. Затем было парадное шествие по городам СССР: Таллин. Львов, Ленинград, Алма-Ата, Уфа, Казань, Ташкент и др. Авторитет Савицкого вырос настолько, что с ним считаются и в Москве. Министерство культуры СССР начинает оказывать ему поддержку, оплачивая его приобретения. Перед ним открываются двери архивов художественных ценностей. В 1975 году Савицкому было предложено отобрать для его музея часть коллекции произведений искусства, переданные в дар Министерству культуры СССР вдовой Фернана Леже Надеждой Леже.

В 1981 году клуб искусствоведов МОСХа устраивает вечер Нукусского музея в зале на Кузнецком мосту. Но путь Савицкого был нелегок. В его жизни было много трудностей, нападок на его дело. Все это не проходило бесследно. Савицкий страдал от человеческой подлости, особенно когда в роли таких радетелей выступали те, которые были многим обязаны ему. А он был уже не молод и болен. Работал на износ, спал по 4-5 часов в сутки, отпуска не брал, совершенно не следил за своим здоровьем.

Не раз попадал в больницы с тяжелейшими диагнозами. Даже болезни его были неординарны. Спасала его необычайная сила воли и духа, фанатичная страсть к своему детищу – музею и особое терпение медиков, понимающих всю значимость личности своего пациента. Руководитель Центра гипербарической оксигенации Сергей Наумович Ефуни в последние годы следил за здоровьем И. Савицкого и терпеливо сносил все нарушения режима со стороны своего пациента и создал тому особые условия во вверенном ему лечебном заведении, где провел последние месяцы жизни Игорь Савицкий.

Александр Сардан "Микродинамика"Палата была превращена в рабочий кабинет, здесь Савицкий занимался научными описаниями, писал статьи в журналы, письма в музей с указаниями, с очередными просьбами в различные учреждения и к руководству республики. Поразительно то, что свои болезни Савицкий использовал с пользой для дела.

Изначально Савицкому ставили диагноз туберкулез, но он не подтвердился. Окончательный диагноз был более тяжелым. Но он продолжает свою деятельность. Лежа в больнице, ведет переговоры с владельцами по вопросу новых приобретений, решает музейные проблемы. Выйдя из больницы предпринимает очередные сборы произведений, вместо рекомендованного отдыха. Еще дважды попадает в больницу, а третий раз оказался последним. 27 июля 1984 года Савицкий умер в больнице в Москве. Московские друзья, художники, искусствоведы прощались с Савицким в Государственном Музее Искусств Народов Востока, говорили проникновенные слова в адрес Игоря Витальевича. Его тело было погребено на нукусском русском кладбище.

Настоящее официальное признание деятельности Савицкого, собранной им коллекции пришло с новыми переменами в стране, а популяризация музея началась с 1991 года, когда в Нукус открылась дорога журналистам и экспертам, работникам иностранных посольств и международных организаций. О феномене «музея в пустыне» заговорили во всем мире. Корреспонденты ведущих вещательных корпораций мира, журналисты известных изданий начинают «раскручивать» парадоксальные факты о музее. Имя музея попадает во многие престижные справочники мира.

 

 Страницы: 12

Перепубликация с touruz.com


С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Очарованный странник

  Амударья - река, теряющаяся в песках

  Разнообразие школ резьбы по дереву

  Отдых в Чаткальской долине

  Узбекский женский костюм

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU