Панама
Панама
Уганда
Уганда
Мексика
Мексика
Финляндия
Финляндия
Бельгия
Бельгия
Китай
Китай
Алжир
Алжир
Эквадор
Эквадор
Бангладеш
Бангладеш
Египет
Египет
Япония
Япония
Швеция
Швеция
Филиппины
Филиппины
Грузия
Грузия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - История  музея искусств им. И.В.Савицкого

История музея искусств им. И.В.Савицкого

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Савицкий Игорь ВитальевичВ начале 1920-х годов семья Савицких переехала в Москву. Здесь юный Савицкий увлекается рисованием. Под давлением обстоятельств юный Игорь совмещает частные уроки у художников Р. Мазеля и Е. Сахновской с учебой в фабрично-заводском училище завода «Серп и молот», где получил специальность электроустановщика.

С 1934 года Савицкий учился сначала на графическом отделении Полиграфического института, затем в художественном училище им. 1905 года. С 1938 по 1944 годы он – студент института повышения квалификации художников в мастерской Льва Крамаренко, с которым совершает поездки на этюды в Крым, на Кавказ. Общность интересов и взглядов сблизила Савицкого с семьей Крамаренко. Впоследствии жена Л.Крамаренко, Ирина Жданко, внесет большой вклад в дело формирования нукусской коллекции: она не только рекомендовала Савицкому художников, чьи работы стоит приобрести, но и представляла его владельцам, когда он появлялся в их домах с целью приобретения их работ для музея. Сама И. Жданко передала ряд ценнейших экспонатов в дар музею. Одним из них является серия композиций Любови Поповой.

С 1941 по 1946 годы Савицкий – студент института им. Сурикова. Войны избежал чудом, из-за болезни. В 1942 году эвакуировался с институтом в Самарканд. Несмотря на голод, болезни, трудности военного времени, это был период, определивший дальнейшую судьбу молодого человека. В Самарканде Савицкий сближается со знаменитым Р. Фальком, берет уроки у Н. Ульянова. Само по себе открытие Средней Азии дало чрезвычайно много для понимания задач искусства.

В 1950 году Савицкий с удовольствием принимает предложение Татьяны Жданко известного этнографа (сестры И. Жданко) о поездке с Хорезмской археолого-этнографической экспедицией в Каракалпакию. С 1950 года по 1957 год он был постоянным художником упомянутой экспедиции. Руководил ею ученый с мировым именем – профессор Сергей Павлович Толстов. Хорезмская экспедиция была одним из величайших открытий века, позволившим восстановить историю одной из древнейших цивилизаций, – таким же, как и деяния предшественников Толстова, восстановивших историю цивилизаций Греции, Египта, Вавилонии, Мексики.

В годы работы в экспедиции, помимо прямых обязанностей художника, Савицкий участвует в поездках по аулам Каракалпакии с целью сбора образцов народно-прикладного искусства. Эти работы изучались и передавались в коллекции музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Постепенно это занятие захватывает его настолько, что он начинает всерьез задумываться о судьбе неизвестного никому искусства малого народа, живущего среди пустынь, в низовьях Амударьи. Он решается на переезд в Нукус, бросив квартиру в центре Москвы, на Арбате. Поначалу он работает в Каракалпакском филиале АН Узбекистана, который возглавлял молодой местный ученый Марат Нурмухамедов. В его лице Савицкий обретает и друга, и опору во всех начинаниях. Эта поддержка в дальнейшем способствовала реализации многих замыслов Савицкого.

В.Тимирев "Акварель"Савицкий и его помощники объездили и обошли весь север Каракалпакии и собрали коллекцию, являющуюся, по сути, генофондом каракалпакской культуры. В те годы немногие понимали ценность этих вещей. Ювелирные изделия, ковры, замечательные расшитые костюмы, убранство юрт, конская упряжь перестали бытовать и в силу политических причин, и в силу наступления цивилизации, принесшей на смену им машинную работу с искусственными красителями, европейский стиль одежды и прочие «блага». Молодое поколение, почти утерявшее свою культуру, не понимало, зачем этому странному человеку с горящими глазами нужно старое «тряпье». Его называли даже старьевщиком. Он выволакивал вещи из загонов для скота, из арыков, когда ковром затыкали его шлюз. Все это реставрировалось и пропагандировалось.

Одновременно Савицкий продолжает свои занятия живописью, пишет изумительные пейзажи земли, ставшей для него тем, чем была Полинезия для Гогена. Он воспитывает первых каракалпакских художников. Убеждает власти, что Каракалпакии нужен музей искусств, и в 1966 году назначается директором Нукусского музея искусств, открывшегося по его инициативе.

В эти же годы Савицкий участвует, а затем самостоятельно ведет, археологические раскопки памятников древнего Хорезма. Находки из этих раскопок, а также переданный материал из АН СССР составляет интереснейшую коллекцию музея. К сожалению, живопись Савицкий оставил, став директором музея. Он заявил, что нельзя совмещать эти два занятия одновременно. Свое понимание изобразительного искусства, безупречный вкус он реализует в отборе произведений для музея.

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Украшения в жизни узбекской женщины

  Звонкая песнь металла

  По следам волшебного Хорезма

  Современное изобразительное искусство

  Хели-ски в горах Узбекистана

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU