Литва
Литва
Камерун
Камерун
Сирия
Сирия
Израиль
Израиль
Венгрия
Венгрия
Италия
Италия
Ангола
Ангола
Тунис
Тунис
Нигерия
Нигерия
Малави
Малави
Суринам
Суринам
Испания
Испания
Австрия
Австрия
Латвия
Латвия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Разнообразие школ резьбы по дереву

Разнообразие школ резьбы по дереву

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Джума-мечеть в ХивахС XVIII века наиболее ярко стилевые особенности резьбы по дереву выражены в хорезмской школе. Основы ее были заложены мастерами, создавшими декор хивинской Джума-мечети. Весь потолок мечети был перекрыт деревянными балками, которые опираются на 212 колонн высотой от четырех до пяти метров. Поверхность колонн покрыта растительным рельефом в сочетании с геометрическим. Каждая колонна замечательна не только высоким искусством резьбы и богатством орнамента, но и гармоничностью пропорций, оригинальным оформлением нижней части ствола в виде кувшина с цветущими побегами растений. Такая форма колонны с незначительными интерпретациями прочно укоренилась в традиционной строительной практике повсеместно в Узбекистане. Несколько позже для дворца хивинского хана Таш-хаули были созданы великолепные резные двери с узором в виде медальонов и резные деревянные колонны, вставленные в базу из орнаментированного мрамора.

С тех пор и до наших дней в традиционной узбекской архитектуре бытует три разновидности резных колонн. Они могут быть вырезаны из цельного куска дерева вместе с базой, иногда деревянная колона вставляется в каменную базу и, нередко, колонна и база вырезаются из дерева отдельно и соединяются с помощью конструкции в виде штыря. Колонны украшаются шаровидными основаниями-кузаги и сталактитовыми карнизами-макарнас, иногда их верх увенчивается капителью-калла. Но чаще всего колонна соединяется с потолочными перекрытиями посредством фигурных резных конструкций, что придает всему ее облику легкость и стройность.

Во второй половине ХХ века замечательный хивинский мастер А.Палванов и его ученики достигли высот настоящего искусства. Образцы их резьбы представлены не только в музейных экспозициях. Побывав в городе-заповеднике Хиве, путешественник может постучать в одну из резных калиток на узких улочках древнего города, и его гостеприимные хозяева пригласят во двор, окруженный айванами с орнаментированными колоннами.

Особый стиль резьбы по дереву сложился в Ферганской долине. В соборной Джума-мечети в Коканде, возведенной в начале XIX века, перекрытия айвана опираются на 98 резных колонн из столь твердого карагача-буджун, что его называли "каменным". Колонны вырезаны вместе с базами, а резьба является не только орнаментальным украшением, но и создает определенный художественный образ, органически вписывается в архитектонику всего сооружения.

Ярким представителем кокандской школы был выдающийся резчик по дереву усто Кадыржан Хайдаров. Его руками орнаментированы парадные двери, украшающие входные порталы Государственного музея истории Узбекистана и дворца Дружбы народов в Ташкенте. Он был непревзойденным мастером резьбы в стиле паргори. Его столики с шестигранной столешницей и хантахта, покрытые ажурной мелкой резьбой с полированной поверхностью узора на матовом фоне, находятся в экспозициях многих музеев.

В художественных салонах Ташкента, Самарканда, Бухары, Коканда и Хивы представлены самые разнообразные предметы, украшенные резьбой по дереву

С конца прошлого века в мастерской работает его внук К.Хайдарова, потомственный резчик-уймакор А.Умаров, хранитель и продолжатель древних традиций. Как и дед, он вырезает стройные фигурные колонны и знаменитые кокандские резные филенчатые двери.

В Ташкенте работает много искусных резчиков по дереву, и старейший из них - усто А.Файзуллаев по праву считается знатоком практически всех видов национальной резьбы и великолепным мастером, владеющим самыми сложнейшими приемами обработки дерева. А.Файзуллаев - один из немногих уймакоров, умеющих вырезать и собирать наборную панджару. Сквозная решетчатая панджара издавна применяется для украшения верхних проемов дверей, оформления окон, декоративных складных ширм. Секрет этого изделия заключается в том, что из брусочков дерева с сечением не более одного сантиметра мастер собирает красивый геометрический орнамент без помощи клея, гвоздей или шурупов. В этом можно убедиться, если легонько постучать пальцем по одному из сегментов панджары. Он свободно выйдет из пазов, и так же плавно его можно вставить на место. Кажущаяся простота достигается точным математическим расчетом и ювелирной тщательностью исполнения. Потомственная резчица по дереву М.Ибрагимова и ученики А.Файзуллаева С.Рахматуллаев, Х.Хасанов известны не только на родине. Они часто принимают приглашения для оформления общественных зданий в Малайзии, Турции, Казахстане.

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Реки и озера Узбекистана

  Открытия Свена Хедина на Шелковом пути

  Резьба по дереву

  Вековые традиции узбекского спорта

  Наследники ферганских оружейников

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU