|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
С XVIII века наиболее ярко стилевые особенности резьбы по дереву выражены в хорезмской школе. Основы ее были заложены мастерами, создавшими декор хивинской Джума-мечети. Весь потолок мечети был перекрыт деревянными балками, которые опираются на 212 колонн высотой от четырех до пяти метров. Поверхность колонн покрыта растительным рельефом в сочетании с геометрическим. Каждая колонна замечательна не только высоким искусством резьбы и богатством орнамента, но и гармоничностью пропорций, оригинальным оформлением нижней части ствола в виде кувшина с цветущими побегами растений. Такая форма колонны с незначительными интерпретациями прочно укоренилась в традиционной строительной практике повсеместно в Узбекистане. Несколько позже для дворца хивинского хана Таш-хаули были созданы великолепные резные двери с узором в виде медальонов и резные деревянные колонны, вставленные в базу из орнаментированного мрамора. С тех пор и до наших дней в традиционной узбекской архитектуре бытует три разновидности резных колонн. Они могут быть вырезаны из цельного куска дерева вместе с базой, иногда деревянная колона вставляется в каменную базу и, нередко, колонна и база вырезаются из дерева отдельно и соединяются с помощью конструкции в виде штыря. Колонны украшаются шаровидными основаниями-кузаги и сталактитовыми карнизами-макарнас, иногда их верх увенчивается капителью-калла. Но чаще всего колонна соединяется с потолочными перекрытиями посредством фигурных резных конструкций, что придает всему ее облику легкость и стройность. Во второй половине ХХ века замечательный хивинский мастер А.Палванов и его ученики достигли высот настоящего искусства. Образцы их резьбы представлены не только в музейных экспозициях. Побывав в городе-заповеднике Хиве, путешественник может постучать в одну из резных калиток на узких улочках древнего города, и его гостеприимные хозяева пригласят во двор, окруженный айванами с орнаментированными колоннами. Особый стиль резьбы по дереву сложился в Ферганской долине. В соборной Джума-мечети в Коканде, возведенной в начале XIX века, перекрытия айвана опираются на 98 резных колонн из столь твердого карагача-буджун, что его называли "каменным". Колонны вырезаны вместе с базами, а резьба является не только орнаментальным украшением, но и создает определенный художественный образ, органически вписывается в архитектонику всего сооружения. Ярким представителем кокандской школы был выдающийся резчик по дереву усто Кадыржан Хайдаров. Его руками орнаментированы парадные двери, украшающие входные порталы Государственного музея истории Узбекистана и дворца Дружбы народов в Ташкенте. Он был непревзойденным мастером резьбы в стиле паргори. Его столики с шестигранной столешницей и хантахта, покрытые ажурной мелкой резьбой с полированной поверхностью узора на матовом фоне, находятся в экспозициях многих музеев. С конца прошлого века в мастерской работает его внук К.Хайдарова, потомственный резчик-уймакор А.Умаров, хранитель и продолжатель древних традиций. Как и дед, он вырезает стройные фигурные колонны и знаменитые кокандские резные филенчатые двери. В Ташкенте работает много искусных резчиков по дереву, и старейший из них - усто А.Файзуллаев по праву считается знатоком практически всех видов национальной резьбы и великолепным мастером, владеющим самыми сложнейшими приемами обработки дерева. А.Файзуллаев - один из немногих уймакоров, умеющих вырезать и собирать наборную панджару. Сквозная решетчатая панджара издавна применяется для украшения верхних проемов дверей, оформления окон, декоративных складных ширм. Секрет этого изделия заключается в том, что из брусочков дерева с сечением не более одного сантиметра мастер собирает красивый геометрический орнамент без помощи клея, гвоздей или шурупов. В этом можно убедиться, если легонько постучать пальцем по одному из сегментов панджары. Он свободно выйдет из пазов, и так же плавно его можно вставить на место. Кажущаяся простота достигается точным математическим расчетом и ювелирной тщательностью исполнения. Потомственная резчица по дереву М.Ибрагимова и ученики А.Файзуллаева С.Рахматуллаев, Х.Хасанов известны не только на родине. Они часто принимают приглашения для оформления общественных зданий в Малайзии, Турции, Казахстане.
Открытия Свена Хедина на Шелковом пути | |||||||||
|