Греция
Греция
Бенин
Бенин
Гана
Гана
Бахрейн
Бахрейн
Турция
Турция
Вьетнам
Вьетнам
Австралия
Австралия
Лесото
Лесото
Япония
Япония
Индонезия
Индонезия
Гайана
Гайана
Никарагуа
Никарагуа
Ангилья
Ангилья
Филиппины
Филиппины

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Наследники ферганских оружейников

Наследники ферганских оружейников

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Бухарская сабляПовседневная жизнь узбеков связана с вековыми традициями и ритуалами, многие из которых зародились еще до проникновения ислама в Центральную Азию. Так, непременная деталь мужского национального костюма нож-пичок напоминает об обычае саков, предков узбеков, носить на поясе короткий меч-акинак – воплощение воинского духа. И хотя, по всем признакам, пичок ведет свою родословную от холодного оружия, он никогда не бывает обоюдоострым и таким образом никогда не превращается в кинжал.

В средние века богато украшенный поясной нож, с рукояткой, инкрустированной драгоценными камнями, считался знаком доблести и знатности военной аристократии. Дорогое бухарское оружие и доспехи ценились не только в Центральной Азии, но и далеко за ее пределами. По сведениям старорусских архивов, в качестве даров московским правителям купцы из Хивы и Бухары привозили «шоломы и сабли булатные навожены золотом и травами». Судя по изображениям на средневековых миниатюрах и по сохранившимся образцам, у старинных бухарских и самаркандских ножей лезвия были довольно длинные, узкие, с сильно заостренными концами.

Один из самых древних центров обработки металла был расположен в Ферганской долине. Еще в Х веке арабский хронист отмечал, что «железное оружие из Ферганы было во всеобщем употреблении от Хорасана до Багдада». Позднее оружейные мастера стали специализироваться на изготовлении ножей. Это ремесло и по сей день распространено в Коканде, Андижане и других городах Ферганской долины. Но самый знаменитый промысел производства традиционных ножей расположен в городе Чуст, центре кузнечного ремесла.

В центре Чуста издавна существовал целый квартал- сузангарон , где в небольших кузницах мастера сузангары выделывали ножи. Чтобы выковать нож-пичок, мастеру необходим горн, снабженный мехами, большая и малая наковальни, набор молотов, начиная от кувалды для расплющивания раскаленного стального бруска до молотков для формовки лезвия пичока, щипцы, напильники и прочие приспособления. Несколько десятков операций приходится выполнить сузангару, прежде чем кусок металла превратится в нож. Лезвие несколько раз подвергают закаливанию. Причем опыт и интуиция должны подсказать мастеру, не слишком ли раскалена заготовка, не то после закаливания металл станет слишком хрупким. В почти готовое, но еще не остывшее лезвие ножа мастер вбивает молоточком клеймо из латуни. Это, как правило, сочетание полумесяца и звездочек, стрелочек или арабских монограмм. По клейму опытный глаз всегда определит не только место изготовления ножа, но и имя сузангара. Лезвие оправляют сначала на точильных камнях, а напоследок на резиновом круге.

Узбекский нож-пичокНастоящий чустский пичок всегда совмещал качества, к которым так стремятся современные дизайнеры: высокие эстетические достоинства внешнего вида и функциональность. Как правило, его лезвие- тыг прямое, шириной три-четыре сантиметра. Длина, в зависимости от назначения, от десяти до двадцати сантиметров. Лишь у ножа толбарги пичок более тонкое лезвие слегка изогнуто и напоминает изящный ивовый лист. У тугри пичока лезвие прямое и с ровным обушком. Хисори пичок , козоки пичок и бодомча пичок заканчиваются легким миндалевидным изгибом. Сойлик пичок и камалак пичок имеют на верхнем крае лезвия канавку – кушкамалак . А лезвие ножа кушсойлик пичок отличается двойной канавкой. Ножи с канавкой считаются более прочными.

Но лезвие без рукоятки еще не нож, а только полуфабрикат. Важнейшую деталь ножа – рукоятку мастер делает по вдохновению. Она может быть гладкая или ребристая, из простой пластмассы или оргстекла, с вкраплениями цветных стеклышек. Рукоятку вырезают из твердых пород дерева, и тогда она как бы дышит и хранит тепло рук хозяина. Если мастеру удается достать слоновую, сайгачью или оленью кость, то нож приобретает особую ценность. Костяные точеные рукоятки инкрустируются цветными камнями, перламутром, серебром, а металлические украшают чеканкой и гравировкой. Сузангары из села Ургут, что под Самаркандом, вырезают на конце рукоятки головы птиц или животных. Ручка ножа обязательно завершается выступом в виде небольшого мыска. Это делается для того, чтобы рука не соскальзывала во время работы. Место соединения припайки черенка ножа к рукояти заливается свинцом, оловом или баббитом и декорируется геометрическим гравированным орнаментом, иногда покрашенным минеральными красками. Не зря богато убранный клинок называют гулдор пичок – нарядный, украшенный нож.

Каждый из множества видов традиционных узбекских ножей имеет свое предназначение.

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  На верблюдах - через пустыню

  Медресе Барак-хана

  Mузей литературы имени Алишера Навои

  Тандыр-Гушт

  Золотое путешествие в Самарканд

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU