|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Повседневная жизнь узбеков связана с вековыми традициями и ритуалами, многие из которых зародились еще до проникновения ислама в Центральную Азию. Так, непременная деталь мужского национального костюма нож-пичок напоминает об обычае саков, предков узбеков, носить на поясе короткий меч-акинак – воплощение воинского духа. И хотя, по всем признакам, пичок ведет свою родословную от холодного оружия, он никогда не бывает обоюдоострым и таким образом никогда не превращается в кинжал. В средние века богато украшенный поясной нож, с рукояткой, инкрустированной драгоценными камнями, считался знаком доблести и знатности военной аристократии. Дорогое бухарское оружие и доспехи ценились не только в Центральной Азии, но и далеко за ее пределами. По сведениям старорусских архивов, в качестве даров московским правителям купцы из Хивы и Бухары привозили «шоломы и сабли булатные навожены золотом и травами». Судя по изображениям на средневековых миниатюрах и по сохранившимся образцам, у старинных бухарских и самаркандских ножей лезвия были довольно длинные, узкие, с сильно заостренными концами. Один из самых древних центров обработки металла был расположен в Ферганской долине. Еще в Х веке арабский хронист отмечал, что «железное оружие из Ферганы было во всеобщем употреблении от Хорасана до Багдада». Позднее оружейные мастера стали специализироваться на изготовлении ножей. Это ремесло и по сей день распространено в Коканде, Андижане и других городах Ферганской долины. Но самый знаменитый промысел производства традиционных ножей расположен в городе Чуст, центре кузнечного ремесла. В центре Чуста издавна существовал целый квартал- сузангарон , где в небольших кузницах мастера сузангары выделывали ножи. Чтобы выковать нож-пичок, мастеру необходим горн, снабженный мехами, большая и малая наковальни, набор молотов, начиная от кувалды для расплющивания раскаленного стального бруска до молотков для формовки лезвия пичока, щипцы, напильники и прочие приспособления. Несколько десятков операций приходится выполнить сузангару, прежде чем кусок металла превратится в нож. Лезвие несколько раз подвергают закаливанию. Причем опыт и интуиция должны подсказать мастеру, не слишком ли раскалена заготовка, не то после закаливания металл станет слишком хрупким. В почти готовое, но еще не остывшее лезвие ножа мастер вбивает молоточком клеймо из латуни. Это, как правило, сочетание полумесяца и звездочек, стрелочек или арабских монограмм. По клейму опытный глаз всегда определит не только место изготовления ножа, но и имя сузангара. Лезвие оправляют сначала на точильных камнях, а напоследок на резиновом круге. Настоящий чустский пичок всегда совмещал качества, к которым так стремятся современные дизайнеры: высокие эстетические достоинства внешнего вида и функциональность. Как правило, его лезвие- тыг прямое, шириной три-четыре сантиметра. Длина, в зависимости от назначения, от десяти до двадцати сантиметров. Лишь у ножа толбарги пичок более тонкое лезвие слегка изогнуто и напоминает изящный ивовый лист. У тугри пичока лезвие прямое и с ровным обушком. Хисори пичок , козоки пичок и бодомча пичок заканчиваются легким миндалевидным изгибом. Сойлик пичок и камалак пичок имеют на верхнем крае лезвия канавку – кушкамалак . А лезвие ножа кушсойлик пичок отличается двойной канавкой. Ножи с канавкой считаются более прочными. Но лезвие без рукоятки еще не нож, а только полуфабрикат. Важнейшую деталь ножа – рукоятку мастер делает по вдохновению. Она может быть гладкая или ребристая, из простой пластмассы или оргстекла, с вкраплениями цветных стеклышек. Рукоятку вырезают из твердых пород дерева, и тогда она как бы дышит и хранит тепло рук хозяина. Если мастеру удается достать слоновую, сайгачью или оленью кость, то нож приобретает особую ценность. Костяные точеные рукоятки инкрустируются цветными камнями, перламутром, серебром, а металлические украшают чеканкой и гравировкой. Сузангары из села Ургут, что под Самаркандом, вырезают на конце рукоятки головы птиц или животных. Ручка ножа обязательно завершается выступом в виде небольшого мыска. Это делается для того, чтобы рука не соскальзывала во время работы. Место соединения припайки черенка ножа к рукояти заливается свинцом, оловом или баббитом и декорируется геометрическим гравированным орнаментом, иногда покрашенным минеральными красками. Не зря богато убранный клинок называют гулдор пичок – нарядный, украшенный нож. Каждый из множества видов традиционных узбекских ножей имеет свое предназначение.
| |||||||||
|