|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Путешествуя по Узбекистану, едва ли можно встретить традиционный узбекский дом, где бы не было украшений из дерева. С древнейших времен местные мастера любили и ценили дерево и искусно обрабатывали его резьбой. Орнаментальная резьба по дереву применяется для отделки архитектурных конструкций и деталей - колонн, балочных перекрытий, карнизов, дверей. Резьбой украшают национальные низкие столики - хантахта, сундучки, шкатулки, подставки для Корана, футляры для книг, пеналы-каламдоны, музыкальные инструменты. До наших дней дошло не так уж много старинных образцов резьбы по дереву. Но те, что уцелели, привлекают внимание красотой и совершенством. Фрагменты резного дерева в руинах замка VI века Джумалактепа и деревянное резное панно, найденное в верховьях реки Зарафшан, с изображением двухголовой змеи в окружении ритмичного волнообразного узора, дают представление о мастерстве ремесленников Согда. Сюжетная резьба по дереву существовала у народов Узбекистана и после вторжения арабов, вплоть до Х века. И только позже орнаментальные геометрические и растительные узоры полностью вытеснили сюжетные изображения. В раскопках близ мавзолея Кусама ибн-Аббаса в некрополе Шахи-Зинда был найден резной фрагмент великолепного эпиграфического фриза, относящегося к XI веку. Несколько веков спустя, в эпоху Амира Темура, резьба по дереву, как и другие художественные ремесла, достигла высот настоящего искусства. В XIV веке усыпальница Кусама ибн-Аббаса была оформлена прекрасным панно с геометрическим орнаментом-гирихом из наборного дерева, а в мавзолее Сайфеддина Бохарзи в Бухаре был сооружен резной кенотаф. Пожалуй, самым замечательным произведением искусства резьбы по дереву этого времени можно считать прекрасные резные двери мавзолея Гури-Амир. В конце XIX века русский художник В.Верещагин был настолько восхищен их великолепием, что изобразил на известной картине "Двери Тамерлана". Издавна искусными резчиками по дереву славились города и селения Хорезма, Ферганской долины. Мастерами широкого профиля были бухарские и гиждуванские умельцы. Неизменным спросом пользовались изделия ташкентских, самаркандских, бухарских ремесленников. Популярными были работы резчиков по дереву из Шахрисабза и Вабкента. К концу XVIII - началу XIX века сложились основные стили этого национального ремесла. В искусстве узбекских мастеров резьбы по дереву различаются три основных орнаментальных стиля - багдади, ислими и паргори. Бесфоновая резьба багдади распространена в Узбекистане повсеместно. Она состоит обычно из различных несложных геометрических композиций, представляющих трехгранно-выемчатый узор. Этот вид резьбы особенно популярен в Ташкенте и Хиве, а наименование его происходит от названия древней филенчатой конструкции дверей. Чаще всего багдади встречается в виде каемок, обрамляющих различные композиционные панно на дверях, столах-хантахта или сундучках, выполненных в другой технике резьбы. Рисунок орнамента багдади размечается прямо на заготовке, а затем мастер воспроизводит его формы. В Коканде и Ташкенте мастера применяют особый стиль плоско-рельефной резьбы паргори, который получил свое название от слова паргор - циркуль. С помощью циркуля и линейки мастер-уймакор наносит на заготовку геометрическую сетку из кругов, квадратов, треугольников, по которой размечает тонкий, как кружево, узор. Невысокая, изящная резьба создает четкий изысканный рисунок, тонкую игру светотени. Резьба с углубленным фоном - ислими по своим художественным достоинствам богаче бесфоновой и применяется как в монументальном архитектурном декоре, так и для украшения изделий в сочетании с багдади и паргори. Резьба с углубленным фоном обычно делается в один план, но опытные мастера делают двух- и трехплановую резьбу. В этом случае фоном верхнего слоя резьбы служит узорная поверхность второго слоя. В стиле ислими преобладают вьющиеся, ритмично сплетающиеся побеги, стебли с бутонами, цветами, листьями, образующие сложные причудливые композиции. Сложный орнамент ислими обычно составляется мастером на бумаге и наносится на заготовку припорохом. Искусство резчика состоит в умелой обработке рельефа и выявлении естественной красоты дерева. Для обработки плоского рельефа и углубленного фона существует несколько основных приемов художественной отделки, имеющих у мастеров специальный термин "пардоз". Срезы рельефа оставляют прямыми или делают заоваленными.
| |||||||||
|