Джибути
Джибути
Ливия
Ливия
Малави
Малави
Турция
Турция
Куба
Куба
Ботсвана
Ботсвана
Лаос
Лаос
Гвиана
Гвиана
Ангола
Ангола
Литва
Литва
Ниуэ
Ниуэ
Мексика
Мексика
Кипр
Кипр
Уругвай
Уругвай

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Резьба по дереву

Резьба по дереву

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Путешествуя по Узбекистану, едва ли можно встретить традиционный узбекский дом, где бы не было украшений из дереваПутешествуя по Узбекистану, едва ли можно встретить традиционный узбекский дом, где бы не было украшений из дерева. С древнейших времен местные мастера любили и ценили дерево и искусно обрабатывали его резьбой.

Орнаментальная резьба по дереву применяется для отделки архитектурных конструкций и деталей - колонн, балочных перекрытий, карнизов, дверей. Резьбой украшают национальные низкие столики - хантахта, сундучки, шкатулки, подставки для Корана, футляры для книг, пеналы-каламдоны, музыкальные инструменты.

До наших дней дошло не так уж много старинных образцов резьбы по дереву. Но те, что уцелели, привлекают внимание красотой и совершенством. Фрагменты резного дерева в руинах замка VI века Джумалактепа и деревянное резное панно, найденное в верховьях реки Зарафшан, с изображением двухголовой змеи в окружении ритмичного волнообразного узора, дают представление о мастерстве ремесленников Согда. Сюжетная резьба по дереву существовала у народов Узбекистана и после вторжения арабов, вплоть до Х века. И только позже орнаментальные геометрические и растительные узоры полностью вытеснили сюжетные изображения.

В раскопках близ мавзолея Кусама ибн-Аббаса в некрополе Шахи-Зинда был найден резной фрагмент великолепного эпиграфического фриза, относящегося к XI веку. Несколько веков спустя, в эпоху Амира Темура, резьба по дереву, как и другие художественные ремесла, достигла высот настоящего искусства. В XIV веке усыпальница Кусама ибн-Аббаса была оформлена прекрасным панно с геометрическим орнаментом-гирихом из наборного дерева, а в мавзолее Сайфеддина Бохарзи в Бухаре был сооружен резной кенотаф. Пожалуй, самым замечательным произведением искусства резьбы по дереву этого времени можно считать прекрасные резные двери мавзолея Гури-Амир. В конце XIX века русский художник В.Верещагин был настолько восхищен их великолепием, что изобразил на известной картине "Двери Тамерлана".

Издавна искусными резчиками по дереву славились города и селения Хорезма, Ферганской долины. Мастерами широкого профиля были бухарские и гиждуванские умельцы. Неизменным спросом пользовались изделия ташкентских, самаркандских, бухарских ремесленников. Популярными были работы резчиков по дереву из Шахрисабза и Вабкента. К концу XVIII - началу XIX века сложились основные стили этого национального ремесла.

В искусстве узбекских мастеров резьбы по дереву различаются три основных орнаментальных стиля - багдади, ислими и паргори. Бесфоновая резьба багдади распространена в Узбекистане повсеместно. Она состоит обычно из различных несложных геометрических композиций, представляющих трехгранно-выемчатый узор. Этот вид резьбы особенно популярен в Ташкенте и Хиве, а наименование его происходит от названия древней филенчатой конструкции дверей. Чаще всего багдади встречается в виде каемок, обрамляющих различные композиционные панно на дверях, столах-хантахта или сундучках, выполненных в другой технике резьбы. Рисунок орнамента багдади размечается прямо на заготовке, а затем мастер воспроизводит его формы.

В Коканде и Ташкенте мастера применяют особый стиль плоско-рельефной резьбы паргори

В Коканде и Ташкенте мастера применяют особый стиль плоско-рельефной резьбы паргори, который получил свое название от слова паргор - циркуль. С помощью циркуля и линейки мастер-уймакор наносит на заготовку геометрическую сетку из кругов, квадратов, треугольников, по которой размечает тонкий, как кружево, узор. Невысокая, изящная резьба создает четкий изысканный рисунок, тонкую игру светотени.

Резьба с углубленным фоном - ислими по своим художественным достоинствам богаче бесфоновой и применяется как в монументальном архитектурном декоре, так и для украшения изделий в сочетании с багдади и паргори. Резьба с углубленным фоном обычно делается в один план, но опытные мастера делают двух- и трехплановую резьбу. В этом случае фоном верхнего слоя резьбы служит узорная поверхность второго слоя. В стиле ислими преобладают вьющиеся, ритмично сплетающиеся побеги, стебли с бутонами, цветами, листьями, образующие сложные причудливые композиции. Сложный орнамент ислими обычно составляется мастером на бумаге и наносится на заготовку припорохом. Искусство резчика состоит в умелой обработке рельефа и выявлении естественной красоты дерева. Для обработки плоского рельефа и углубленного фона существует несколько основных приемов художественной отделки, имеющих у мастеров специальный термин "пардоз". Срезы рельефа оставляют прямыми или делают заоваленными.

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Театры Узбекистана

  Царь узбекской кухни

  Узбекская литература средних веков

  Ровесник Рима

  Ташкентский метрополитен

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU