|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Турция: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Новый год и Рождество в Турции Брак с иностранцем. Сказка ли это? Гранат, Крепость коз и баня Полиция Турции Здравоохранение в Турции Аквапарки в Турции Каппадокия – страна чистокровных лошадей Сельге – античный город в горах Тавра Древний город Летоон Древний город Аспендос Архитектура древнего Аспендоса Олимпос Агва Шиле Восьмое чудо света-Памуккале |
Новым и весьма перспективным видом массового искусства в Турции в XX в. становится кинематография. Первые турецкие киностудии возникают после установления республики: «Кемаль филм», «Ипекчи филм», «Мармара филм», «Сес филм» и др. В студии «Кемаль филм» были созданы первые турецкие фильмы: «Трагедия одной любви», «Огненная рубашка», «Леблебеджи Хорхор». Картина «Огненная рубашка» была поставлена по одноименному роману писательницы Халиде Эдиб, посвященному национально-освободительной борьбе Турции 1918-1923 гг. В фильме участвовали ведущие артисты стамбульского городского театра: Ведиа Муввахид, Мухсин Эртугрул и Нейрие Эртугрул. В главных ролях фильма «Леблебеджи Хорхор» (по известной оперетте композитора Тиграна Чухаджана) снимались артисты того же театра Бехзад Бутдак, Кемаль Кючюк, Медддх Сюрюри. Через несколько лет эта оперетта была экранизирована повторно в студии «Ипекчи филм» с участием артиста Бехзада Бутдака. В 1925-1926 гг. М. Эртугрул, во время пребывания в СССР, работал в Москве, в отделе сценариев Госкино, а затем на киностудии в Одессе, где занимался режиссурой фильма «Спартак». Ближайшими коллегами М. Эртугрула во время работы в советском кинематографе были М. Третьяков и С. М. Эйзенштейн. В 1933 г. совместно с советскими кинорежиссерами А. Зархи и С. Юткевичем был создан большой документальный турецкий фильм «Анкара - сердце Турции». Из фильмов 1930-х гг. заслуживает внимания «Печальный источник», «Бесстрашный Али», а также «Кусок камня» по одноименной пьесе популярного турецкого писателя Решада Нури. К этому же периоду относятся фильмы «Кывырджык-паша», «Повстанец» и «Контрабандисты». Первая звуковая турецкая кинокартина «Нация просыпается», посвященная национальному строительству в Турции, снята в 1932 г. на студии «Ипекчи филм». В те же годы вышел фильм «Стамбульские улицы». В годы Второй мировой войны снят турецкий фильм «Насреддин на свадьбе». В 1955-1956 гг. выпущено более 60 полнометражных турецких фильмов, а в 1956-1957 гг. - около 100. В 1950-е гг. экранизированы кинокартины «Прощайте» по роману Эсата Каратурта, «Здесь пятеро больных» по роману Итема Иззета, «Враг чести» и «Белый платок» по произведениям Яшара Кемаля. Однако общая техническая отсталость кинопроизводства тормозила процесс развития киноискусства и создания высокохудожественных кинокартин. В страну импортируются сотни фильмов, по большей части из США и Италии. Американским продюсерам делались заказы на производство кинокартин из турецкой жизни («Ататюрк», «Турция на подъеме» и др.). До Второй мировой войны советские фильмы с успехом демонстрировались в кинотеатрах Анкары, Стамбула, Измира. Большой популярностью пользовался фильм «Петр Первый». С интересом смотрели турецкие зрители кинокартины «Майская ночь», «Пугачев», «По щучьему велению», «Музыкальная история», «Насреддин в Бухаре» и др. После Второй мировой войны прокат советских фильмов в Турции осуществлялся фирмами «Халиль Кемаль» и «Дар филм». В послевоенный период шли «Каменный цветок», «Аршин Мал Алан», «На арене цирка» с дополнительной программой из мультфильмов и др. Следует отметить высокую технику дублирования иностранных фильмов на турецкий язык. Турецкое правительство предпринимало некоторые шаги в области развития кино. В 1955 г. Министерство просвещения создало Центральное управление по производству научных фильмов. Ему было поручено создание учебных и видовых фильмов, а также диапозитивов. В 13 вилайетах были организованы управления по прокату научных кинокартин. Работники искусства, в частности «Общество друзей турецкого кино», стремились к улучшению национальной кинематографии. Так, они предлагали ограничить ввоз фильмов из-за границы, не допускать в страну фильмы, не имеющие общественного значения и художественной ценности, направить на стажировку за границу молодых турецких режиссеров, разрешить показ фильмов местного производства лишь после просмотра их специальным жюри.
Инфраструктура и промышленность в Турции | |||||||||
|