|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Эстония: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Выставка «Титаник: история, находки, легенды» Средневековый замок Сагниц и новый дворец Сангасте Церковь-замок Пёйде По следам двух войн Улица Ратаскаеву и её легенда Замок Виртсу Силламяэ Кохтла-Ярве Скит Пюхтицкого монастыря Дайвинг в Эстонии Музыкальная башня Птичьи облака Тенистые аллеи усадьбы Вихула Kандальный путь барона Розена во глубину Сибири Вооружённые силы Эстонии |
О связи времен, о бессмертии созидания свидетельствует Таллинн. В те далекие времена таллиннцы, возводившие город, архитектурный облик которого сохранился от начала XIV века, думали о нас, о том, чтобы город достался нам живым и прекрасным. Точно также и мы заботимся о наших потомках. Красные черепичные крыши домов делали город строгим и сдержанным под серым северным небом или веселым и ярким под редким здесь солнцем. Лишь зеленые (медные в патине) или серые (свинцовые) крыши церквей вносили холод в это море радости. Возвышались мрачными громадами, высокие шпили церквей приносили и реальную пользу: кивер Олевисте, например, служил маяком для торговых судов, а также наблюдательной вышкой. Строгие линии домов оживлялись скульптурами, гербами, рельефами и картинами на фасадах, искусно сделанными флюгерами. Как жил горожанин в средневековом городе? Большинство горожан были выходцами из деревни. Свободных крестьян тогда почти не было. Значит, город укрывал беглых крепостных. Год и один день должен был провести в городе каждый из них, чтобы получить свободу. Но, и став горожанином, бывший крепостной должен был добывать себе средства к существованию тяжелым трудом, за который платили гроши. Каждый горожанин был членом объединения (гильдии или цеха). Гильдий в городе было три, а цехов - гораздо больше, может быть, столько же, сколько и профессий. Город сохранил память о некоторых из них, так как люди одной профессии сделались слободами. Вот улица Кинга - здесь жили сапожники. На Монетной (Мюнди) - осели монетчики, на Куллассепа (золотых дел мастеров) колдовали ювелиры. Булочники, кузнецы, рыбаки - каждый жил на своей родной улице Сайа-Кяйк, Сепа, Каламая. На улицах не было освещения; в любой момент на голову прохожего из окна могли выплеснуть помои. Мостовые были без тротуаров, пешеходы, заслышав цокот копыт и грохот колес, жались к стенам. На ночь улицы перегораживались цепями, чтобы злоумышленники не могли ускользнуть от дозора. На башнях перекликалась стража. О благоустройстве родного города жители начали задумываться доволь- но рано: по крайней мере с 1360 года владелец дома должен был подметать перед своим жилищем. За чистотой улиц и рынков следили уличные подметальщики. Город жил торговлей солью. Лодочники перевозили ее с кораблей к причалу, грузчики перегружали ее, весовщики взвешивали и определяли качество, купцы и лавочники продавали оптом и в розницу, возчики везли ее дальше - в провинцию и в соседние земли. Позднее город перешел на торговлю хлопком-сырцом. Едва занимался рассвет, как по самым оживленным ныне улицам - Суур- и Вяйке-Карья - устремлялся на пастбища скот. Названия улиц (Большая и Малая Стадная) живут по сей день, хотя скот горожане уже давно не держат. За временем следили по часам (с 1433 г.) на стене церкви Пюхавайму. Часы были обращены, как и сейчас, к улице Пикк- главной тогда улице города. Бой часового колокола будил горожан и звал их на работу. Они встречались на Ратушной площади, на городском рынке. Одни продавали изделия своего труда, другие покупали их, третьи обслуживали первых и вторых. Здесь издавна торговали, работали, покупали, пили-ели (корчма - с 1334 года), лечились в аптеке или у бродячего зубодера или цирюльника. Здесь держали в заключении (в тюрьме за ратушей), наказывали (у позорного столба в центре площади, а женщин - у одной из колонн аркады; ошейник можно видеть и сейчас). Даже церковь находилась в стороне, так как здесь царила другая сила - магистрат. Он заседал в дни войны и мира, отмечал праздники, судил горожан, регулировал военные, торговые, гражданские и даже церковные вопросы. Долетал на площадь и крик боцмана с заморского корабля из близкой тогда отсюда гавани, и другие портовые шумы. Разноязычная речь, разноцветные флаги, большие и малые суда - вот они в двух шагах от площади. Дорогие вина, конфеты и марципан (здесь же, в Таллинне, и изобретенный) готовили в аптеке. Муку и крупу получали на мельницах, стоявших у ворот на протекавшей по рву речке Хярьяпеа. Воду брали из колодцев. Существовал в центре города и водопровод, а до XV века воду разносили водоносы (на Вышгороде они сохранились еще и в XIX веке). Внутригородская канализация и водопровод в какой-то мере облегчали жизнь населению города, особенно женщинам, хотя водопровод, например, не был похож на наш - это были 18 колодцев, разбросанных по всему городу. Вода к ним подводилась по трубам. Такой водопровод действовал уже в 1423 году. Ели из глиняной и оловянной (редко из серебряной) посуды.
| |||||||||
|