|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Эстония: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Выставка «Титаник: история, находки, легенды» Средневековый замок Сагниц и новый дворец Сангасте Церковь-замок Пёйде По следам двух войн Улица Ратаскаеву и её легенда Замок Виртсу Силламяэ Кохтла-Ярве Скит Пюхтицкого монастыря Дайвинг в Эстонии Музыкальная башня Птичьи облака Тенистые аллеи усадьбы Вихула Kандальный путь барона Розена во глубину Сибири Вооружённые силы Эстонии |
К востоку от современного Таллина, за бывшей чертой земельной общины, находится еще один памятник средневековой архитектуры. Это - руины монументального монастыря св. Бригитты в Пирита. Монастырь основан в 1407 году, и по сравнению с другими монастырями срок его существования был весьма коротким - 170 лет. Монастыри ордена, созданные во второй половине XIV века (по типу monasteria mixta) были предназначены для лиц обоего пола. Монастырь такого типа возглавляла настоятельница. Главенствующий монастырь ордена находился в Вадстене в Швеции. Основали Таллиннский монастырь три купца - Хинрих Швалбарт, Хинрих Хуксер и Герлих Крузе, в дальнейшем сами ставшие его обитателями. Первый из них мог обладать выдающимися дипломатическими способностями, поскольку ездил к папе отстаивать необходимость создания монастыря. Первоначально здания монастыря были деревянными. В 1417 году начали возводить каменные здания. Хинрих Швалбарт показал себя способным архитектором. Очевидно, он наметил общий план здания монастыря и церкви. Архитектура руин церкви, сохранившаяся до наших дней, позволяет утверждать, что Хинрих Швалбарт руководил строительством жилых домов в городе (улица Пикк, 71, улица Нигулисте, 1 и др. Строительные обычаи ордена Бригитты были строго регламентированы: разрешалось строить церкви только зального типа, главный алтарь устанавливать в западной части церкви, число боковых алтарей ограничивалось двенадцатью, алтарь св. Марии должен был находиться в восточной части церкви; прихожан впускали через дверь в восточной стене и т. д. В соборной архитектуре Таллинна этого времени доминировала как пространственная форма - базилика, оказавшая влияние и на монастырь в Пирита: церковь, построенную и освященную в 1436 году, начали возводить в форме базилики (о чем свидетельствует стена северного нефа). И только в ходе строительства переключились на церковь зального типа - в соответствии с правилами ордена. Главный алтарь установили в восточной, а портал для прихожан - в западной части церкви. Церковь была разделена решеткой, у которой, очевидно, находился алтарь св. Марии. Балкон для монахинь построили в восточной стороне северного нефа, как предусматривалось правилами, а к западу от него установили балкон для настоятельницы, опирающийся на консоли. Под этим балконом была дверь милосердия, через которую провожали постригшихся монахинь в жилые помещения, и лишь для отпевания их вносили в церковь через эту же дверь. Под балконом монахинь располагались ниши для исповедования. В церкви, через щель в плите священнослужитель выслушивал исповедь монахини, находившейся в крестовом ходе. В восточной стене за главным алтарем была дверь ризницы, в южной стене - три маленьких портала; через восточный попадали на лестницу башни, через два остальных - в жилые помещения священников; капелла соединялась с церковью аркой в западной стороне стены. По своей форме восточная часть здания напоминала хоры Олаевской церкви: звездчатые своды поддерживались восьмигранными пилонами. В западной части, предназначенной для прихожан, простые крестовые своды опирались на четырехгранные пилоны. Здание церкви служило также разграничителем монастыря. К северу от нее вокруг четырехугольного внутреннего двора, располагались жилые помещения для монахинь - свидетельство замкнутой монастырской жизни. Южную сторону двора образовывал двухэтажный крестовый ход у стены церкви. На втором этаже был вход на балкон монахинь, а внизу - исповедальные ниши. В других флигелях монастырского комплекса находились бытовые помещения; некоторые из них отапливались калорифером. К югу от церкви вокруг меньшего внутреннего дворика - жилые помещения монахов. К востоку от ризницы, расположенной за восточной стеной церкви, было помещение, позволяющее держать связь между обоими жилыми флигелями - место для переговоров. Разделяла его перегородка с маленькими проемами. Наиболее впечатляющая часть сохранившихся развалин монастыря - монументальный западный щипец церкви. Это исключительный памятник архитектуры Таллинна XV века, прошедший через столетия. Щипец декоративен, его огромный треугольник расчленен стрельчатыми нишами с трехлопастным завершением, а лаконичную четырехугольную стену подчеркивают лишь четыре проема.
Современная эстонская культура Кадриоргский художественный музей | |||||||||
|