Собор Святого Патрика (St Patrick’s Cathedral) по праву считается вторым из кафедральных соборов Мельбурна, но не последним по своей значимости. Ведь он является одним из пяти храмов по всей Австралии, которые имеют статус “малой базилики” и по приезду в страну Папы Римского собор может служить его резиденцией.
В 1986 году Собор Святого Патрика посетил папа Иоанн Павел второй. Храм был построен с использованием традиционной схемы, которая предусматривает ведущую ось, проходящую с запада на восток. При этом алтарь располагается в восточной стороне храма. Интересен тот факт, что длина собора по своей самой длинной оси составляет сто три метра, а по короткой – 56 метров. Ширина же нефа – 25 метров, а его высота 28 метров. В настоящее время собор является храмом Мельбурнского архиепископа, который возглавляет английскую митрополию в провинции Виктория.
Первое, что бросается при взгляде на собор – это его высокие башни. Они как пики врываются в небо, привнося в архитектуру здания некоторую стремительность и возвышенность. Особенно такой эффект замечаешь при ночном освещении храма, когда темнота неба контрастно выделяет сами шпили. В это время суток начинаешь понимать, как важно для каждого из нас вкусить хоть раз в жизни такой небесной красоты.
Подойдя к собору и подняв голову вверх на плывущие по башням облака, вы будете удивлены эффектом “ломания” линий. Вам будет казаться, что собор вот-вот упадёт. Однако, подойдя поближе к зданию, такая иллюзия пропадает сама собой, а архитектурная гармония такого сооружения подхватывает вас неудержимым желанием – поскорей зайти и посмотреть, что же там внутри? Зайдя под своды собора, просто поражаешься ощущением неземного убранства храма. Он кажется чем-то сказочным, но одновременно и современным.
Сочетание фиолетового, коричневого и золотого оттенков позволяют прямо “окрылиться” и летать от восторга и возвышенности чувств. Каждый элемент и даже, кажется, что каждый камешек здания способствует возвышению и “парению”.
Особо хотелось бы сказать о витражах на окнах собора, которые наполнены многогранностью сюжетных линий и прозрачной ясности неземной композиции. Ведь они, как бы играя, превращают помещение в святыню, где разговаривают только шепотом и хранят тишину. Неподвижность рисунков витражей неспешно трансформируется, так медленно, что окружающие не могут заметить перемен. Так быстротечны и скоропроходящи процессы, происходящие за гранью пространства иллюстрации.
Такая обстановка просто останавливает время. Ведь момент удивления в соборе нераздельно связан с движением. Весь мир все заботы и суета отступают на заднем плане, и вы начинаете замечать, как ангелы и святые, нарисованные на витражах, неожиданно оживают и приходят в движение.
Это мимолётное и мистическое чувство можно ощутить только в Соборе Святого Патрика. И именно здесь возникает особая трогательность и обострение чувств. Ведь сопоставление небесного и земного позволяет задуматься над чем-то таинственным и магически притягательным, чего так недостаёт нашей современной культуре.
Название собора объясняется наличием на территории Мельбурна в середине девятнадцатого столетия ирландской католической общины, покровителем которой являлся Святой Патрик. Именно по этой причине католический собор, который начали строить на Восточных Холмах, получил имя Святого Патрика.
Датой закладки фундамента Собора Святого Патрика, стоит считать 1851 год. Именно в это время секретарём колонии Виктория была выделена земля на Восточных холмах для представителей католической церкви Рима. Распорядился отдать эту территорию под застройку сам Джеймс Голд, который прибыл в Мельбурн, чтобы руководить им. Дело в том, что Джеймс принадлежал к августинским монахам, поэтому его главная задача состояла в организации прихода.
Архитектором был выбран Уильям Уорделла, один из лучших мастеров на то время. Строить Собор Святого Патрика в Мельбурне должны были в 1851 году, но золотая лихорадка, разразившаяся в Австралии, захватила почти всех, поэтому рабочих рук так не хватало. Строительство несколько раз откладывали, поэтому закладка первого камня произошла лишь в 1858 году.
Строить неф пришлось целых десять лет, но остальная часть собора продолжалась ещё дольше.