![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: ![]() ![]() ![]() Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Далее путь Ибн Баттуты лежал на юг, в Бухару. Средневековая Бухара была одним из известнейших городов мусульманского мира, о великолепии которого имеется множество свидетельств арабских географов. "Я не видел и не слышал, чтобы среди стран ислама был город, имеющий лучший внешний вид, чем Бухара", - писал арабский путешественник энциклопедист Йакут, побывавший в городе до монгольского нашествия. Ибн Баттута увидел Бухару другой: "Этот город когда-то был столицей городов, которые находятся за рекой Джайхун, и проклятый татарский Тингиз (Чингиз)… разрушил его так, что сейчас его мечети, медресе и базары в развалинах, за исключением немногих. А жители унижены, их свидетельство не принимается в Хорезме и других странах..." Отдельная глава книги так и называется - "Начало татар и опустошение ими Бухары и других городов". Эти описания подтверждаются бухарскими документами XIV века. Ибн Баттута остановился в предместье Бухары - Фатхабаде, где при могиле святого отшельника Сайф ат-Дина ал-Бахарзи находился поразивший его своими размерами мавзолей и огромная завия. Шейх этой завии пригласил Ибн Баттуту к себе домой, собрал знатных лиц города, и "чтецы читали Коран прекрасными голосами, а проповедник произнес речь. Замечательно пели на тюркском и персидском языках. Там у нас прошла самая чудесная ночь". Чем можно заменить эти живые детали, подробности, сохранившиеся в памяти пытливого и доброжелательного человека! И таких мест в "Путешествии" - множество, потому и считается книга высшим достижением в жанре рихла, то есть географического описания стран, увиденных "собственными глазами". А биографические подробности об исторических личностях содержат нередко сведения, не встречающиеся в других источниках. Далее - Самарканд. "Это один из самых крупных и прекраснейших городов", - пишет о Самарканде Ибн Баттута. И с горечью подчеркивает, что здесь, на берегу реки "стояли громадные дворцы и здания, которые показывают, как высоко было мастерство жителей Самарканда. Но эти здания, как и большая часть самого города, превращены в руины". Поразили путешественника своей красотой мавзолеи архитектурного комплекса Шахи-Зинда, среди которых он выделяет мусульманскую святыню - могилу шейха Кусама ибн-Аббаса, по преданию, - двоюродного брата пророка Мухаммада. "Над могилой воздвигнут купол, стоящий на четырех опорах, к каждой из которых присоединены по две мраморные колонны зеленого, черного, белого и красного цветов. Стены мавзолея из разноцветной мраморной мозаики с позолотой; его крыша покрыта свинцом; надгробие сделано из инкрустированного эбенового дерева, углы обиты серебром; внутри подвешены три серебряных светильника. Мавзолей устлан коврами из шерсти и хлопка… Татары, еще в то время, когда были язычниками, ничего не изменили в этой святой гробнице и даже стали почитать ее, будучи свидетелями ее чудес". Описаний "чудес" того или иного святого, в том числе в разделе о Средней Азии, в книге Ибн Баттуты, конечно, множество - это непременный элемент распространенной в то время агиографической ("житийной") литературы. Из Самарканда марокканец направляется в Термез. "Это крупный город с красивыми зданиями и базарами. Его пересекают каналы, в нем много садов, виноград и айва там чрезвычайно cладкие. Много мяса и молока" - отмечает Ибн Баттута. Не упускает и такой любопытной детали: "Жители этого города моют голову в банях кислым молоком вместо тафла. У каждого банщика много больших кувшинов, наполненных кислым молоком. Каждый, кто заходит в баню, наливает из них в маленькие сосуды и моет голову. Оно освежает волосы и делает их гладкими..." Нельзя не упомянуть и об уникальных сведениях о движении сарбедаров, возникшем в Хорасане в 30-х годах XIV века как социально-политический протест представителей средних слоев города против политики монгольских завоевателей. Большой популярностью сарбедарство пользовалось и в Мавераннахре, в 1365 году сарбедары возглавили восстание в Самарканде. Государство сарбедаров просуществовало в Хорасане с 1337 по 1381 годы. Здесь была собственная армия, чеканилась своя монета, отменены некоторые налоги, введенные монголами. Между тем, в источниках об этом движении практически нет информации очевидцев. Что же касается подробного описания городов, зданий и площадей, памятников зодчества - они не заменимы для специалистов, работающих над восстановлением облика средневековых поселений.
| |||||||||
|