Мьянма
Мьянма
Боливия
Боливия
Камбоджа
Камбоджа
ОАЭ
ОАЭ
Джибути
Джибути
Казахстан
Казахстан
Гватемала
Гватемала
Бруней
Бруней
Латвия
Латвия
Свазиленд
Свазиленд
Того
Того
Ватикан
Ватикан
Вьетнам
Вьетнам
Мексика
Мексика

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Музей истории Узбекистана

Музей истории Узбекистана

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 123
В музее представлены экспонаты материальной культуры племён, проживавших в низовьях Зеравшана (заманбабинская культура), в Хорезме (тазабагъябская культура) и Ташкентской области, из древнеземледельческих поселений Сапаллитепа и Джаркутган (2 тыс. лет до н. э.).

Государственный музей истории Узбекистана: сакские бронзовые котлыНаиболее ранний этап развития земледелия в Фергане отражает чустская культура (Наманганская обл.). Найденные здесь предметы свидетельствуют о наличии в этом регионе различных видов производства: гончарного, литейного, обработки камня и кости, ткачества. В Ферганской долине выявлено около 10 памятников эпохи бронзы. Уникален каменный амулет, найденый в низовьях реки Сох, датированный концом 2-го тыс. до н.э.

Уже в начале I тыс. до н.э. в Средней Азии возникли первые государства. Развитие земледелия и животноводства в эпоху поздней бронзы и раннего железа привело к быстрому росту населения и концентрации его в оазисах, ставших затем главными центрами цивилизации на территории Средней Азии. Это Хорезм, Фергана, бассейны рек Зеравшана и Чирчика, Бактрия, долины Сурхандарьи и Кашкадарьи. Греческие историки, а также священная книга зороастрийцев «Авеста» сообщают о существовании двух первичных государственных образований: Большой Хорезм и Бактрийское царство, в «Авесте» упоминается также Согдиана. С этими тремя областями связано одно из древнейших религиозных учений мира -зороастризм.

Этот период появления и формирования первых государств на территории Узбекистана представлен рядом экспонатов: сакские бронзовые котлы, вооружение, скульптура женщины воина и другие. Особенно интересны культовый котел с солярными знаками и уникальный оссуарий из Куйкирилган-кал. Это самый древний оссуарий из коллекции музея (IV в. до н. э.).

Особое внимание в экспозиции музея уделено освободительной борьбе народов Средней Азии против Ахеменидов и греко-македонских завоевателей (подвиги Томирис, Ширака, Спитамена). После распада империи Александра Македонского в Средней Азии в середине III в. до н. э. образовались два больших государства – Парфия и Греко-Бактрия. Это время возникновения множества городов с четкой планировкой, а также появления в среднеазиатских государствах монет – величайшего изобретения древности. В IV-III вв. до н. э. возникает государство Кангюй – полукочевое конфедеративное объединение кочевых и оседлых племен. Представлены предметы быта, вооружение, иллюстрации археологических объектов – храмов, городищ, поселений этого периода.

Одна из ярчайших страниц истории Средней Азии связана с возникновением Кушанской империи мощного и крупного государства (I – III в. н. э.). Экспонируются предметы искусства, архитектуры, монетного дела, торгови, письменности этой эпохи.

Музей истории Узбекистана: копия Айртамского фризаОсобое место занимают всемирно известная каменная скульптура Будды с двумя персонажами, получившая название «Триада», глиняные черепки с письменностью «кхарошти» и «брахми», копия Айртамского фриза, монеты, красноангобированная керамика.

К середине V в. н. э. на территории Средней Азии завершается сложение мощного Эфталитского государства, занимавшего территории от Каспийского моря до Кашгара и от Аральского моря до Индии. В VI в. эфталиты терпят поражение и входят в состав нового государственного объединения -Тюркского каганата, распавшегося в начале VII в. на Западный, куда входят области Средней Азии, и Восточный. Привлекают внимание предметы того времени из замка Балалыктепа. В V-VIII вв. возводились новые города, замки феодалов, культовые постройки. В Средней Азии сосуществовали зороастризм, буддизм, христианство несторианского толка. В VI-VII вв. большую роль играет Согд, в который входили Самарканд, Бухара, Нахшеб, Кеш и другие города. Культура Согда достигла высокого уровня развития, о чем свидетельствует великолепный штуковый декор из дворца Варахши, реконструкция дворца, копии и фрагменты настенных росписей, кувинская скульптура.

В этот период широко использовались несколько видов письменности: согдийская, хорезмийская, сирийская, тюркская. Экспонируются их образцы, в том числе таблица с алфавитом тюркского письма. Освещена также эпоха Арабского халифата и распространение исламской религии. Представлено факсимильное издание подлинной рукописи «Корана» Османа, являющегося священной книгой мусульман. В VIII-IX вв. н. э. ислам распространился по всему Туркестану, объединил народы и стал составной частью их духовной жизни. С распадом Арабского халифата к началу IX в.

 Страницы: 123

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Гольф в Узбекистане

  Бухарские традиции

  Государственная символика Узбекистана

  Охрана воздушной среды

  Байсун

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU