Турция
Турция
Гамбия
Гамбия
Зимбабве
Зимбабве
Панама
Панама
Белиз
Белиз
Швейцария
Швейцария
Оман
Оман
Литва
Литва
Латвия
Латвия
Того
Того
Киргизия
Киргизия
ЮАР
ЮАР
Нигерия
Нигерия
Гвинея
Гвинея

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Гончарное чудо Риштана

Гончарное чудо Риштана

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 123

Гончарный кругМеньшее распространение получила в Риштане посуда, расписанная цветными ангобами под свинцовой глазурью золотисто-желтого или зеленовато-желтого цвета, за счет добавки окиси сурьмы – малгаша. В начале XX в. ее производством занимались зардпазы Усто Тохта, Усто Ташкулол, Усто Исамиддин.

Имена многих риштанских гончаров этого времени, в совершенстве владевших тайнами глазури и талантом кистевой росписи, сохранились в памяти мастеров и были зафиксировованы исследователями – художником В.Развадовским, этнографами М.С.Андреевым и Е.М.Пещеревой, искусствоведом и мастером-керамистом M.K.Рахимовым и др.

Наиболее известны среди них Усто Абдулла-чиннипаз (Калли Абдулло), выделывавший в 1860-1870 гг. изразцы для дворца Худояр-Хана в Коканде, Усто Тохта, Усто Мадамин Ахун-чиннипаз, ученик Усто Абдуллы, Усто Бой Ниязматов, работавший вместе с женой – талантливой рисовальщицей, Усто Абдул Саттор, Усто Маякуб Газиев, Усто Сали Бачаев и мн. др. Все они выделывали расписную посуду. Среди мастеров -кузагаров был наиболее известен Усто Сали.

В конце XIX в. изделия риштанских мастеров вывозились на всероссийские выставки. В 1900 г. они успешно экспонировались на Всемирной выставке в Париже. Керамику Риштана сравнивали с лучшими европейскими майоликами и считали способной конкурировать с ними.

Произведения многих мастеров этого времени вошли в музейные собрания Узбекистана, других стран, но, в основном, они представлены безымянными авторами, обозначая лишь типологическую принадлежность к региону происхождения. В научных исследованиях единодушно признается первостепенная роль Риштана в искусстве керамики XIX – нач. XX вв. Его считают «колыбелью керамического искусства всей Ферганы», под влиянием которого находились все керамические центры региона. В конце XIX в., с открытием в 1889 г. железной дороги из Ташкента в Фергану и массовым ввозом российского фарфора, начинается спад производства керамической посуды в Риштане. Бухара, Самарканд, а затем Ташкент становятся центрами нового Туркестана, и на первый план выдвигаются иные художественные направления в керамике.

Много изменений произошло в риштанском промысле на протяжении XX в. В самом его начале, не выдержав конкуренции с привозной фабричной продукцией, распался цех кузагаров, сократилось производство дорогих сортов посуды, ушли из промысла многие мастера. В 1918 г. из цеховых мастерских тавокчи была создана первая артель гончаров «Чиннигарон», которую в 1927 г. переименовали в «Янги хает» (Новая жизнь). Это было довольно крупное промысловое объединение, в котором работало 70 керамистов разной квалификации. Но многие риштанские гончары предпочитали работать самостоятельно.

Так риштанские мастера расписывают свои изделия

Этот период связан с творчеством мастеров старшего поколения: Усто Узаком Шерматовым, Усто Холматом Юнусовым – сафедпазами; более молодыми мастерами – Усто Хайдаром Шосалимовым, сыном Усто Сали Бачаева, Усто Рустамом Касымовым, Усто Нишонбоем Заировым, сыном Усто Мазаира, Усто Абдул Касымом Балтабоем и Усто Ульмасом Ортыковым – кузагарами. Все они являлись потомственными мастерами, обучившими то поколение гончаров первой пол. XX в., которое, в свою очередь, передало опыт нынешним риштанским мастерам-керамистам: Усто Ахмаджону Дадабоеву, Усто Кодиру Хайдарову, Усто Мусе Исмаилову и др. Творческая судьба этих мастеров связана с работой в первых керамических артелях.

В 1948 г. их в Риштане было четыре: самая крупная – «Янги хает», состоявшая в ведении Ташкентского художественно-промыслового союза; затем она перешла в Многопромысловый союз Ферганской области и стала художественным цехом Артели им. Сталина. В 30-е гг. многие риштанские мастера прошли профессиональную подготовку в Ташкентском художественно-техническом комбинате, обучились грамоте. Работали в артели и женщины, занимаясь в основном росписью и изготовлением игрушек-свистулек – хуштак. Для сохранения традиций Министерство местной промышленности Узбекистана проводило стажирование мастеров на других предприятиях. В 1936 г. Усто Холмат Юнусов, Усто Узак Шерматов, Усто Хайдар Усманов и Усто Мазаир участвовали во Всесоюзном практическом семинаре по обмену опытом, проведенном в Узбекистане.

К 1941 г. мастеров, работавших вне артельного производства, в Риштане практически не осталось. В годы войны многие молодые мастера ушли на фронт. Артели занимались выпуском недорогой хозяйственной посуды и деталей технического оборудования.

 Страницы: 123

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Синтез восточной и европейской музыки

  Чайхана-кафе «Восточные сладости»

  Гончарное чудо Риштана

  Ковроткачество в Узбекистане

  Керамика

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU