Нигер
Нигер
Панама
Панама
Индия
Индия
Парагвай
Парагвай
Китай
Китай
Россия
Россия
Ливия
Ливия
Кирибати
Кирибати
Сингапур
Сингапур
Филиппины
Филиппины
Андорра
Андорра
Мексика
Мексика
Гватемала
Гватемала
Бангладеш
Бангладеш

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

Турция - Саратов отель 5 звезд стоимость


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Узбекский женский костюм

Узбекский женский костюм

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 1

Узбекский женский национальный костюмШаровары являлись неотъемлемой частью одежды женщины, которые носили с младенчества и до самой смерти. Штаны, широкие сверху, от колен сужались настолько, чтобы можно было продеть ногу. В прошлом шаровары шили длинными, до пят. Низ штанин обшивался тесьмой джияком, которая заканчивалась кисточками.

Ворот женского халата довольно открытый и широкий, борта его почти не сходятся. Рукава короче, но свободнее, чем в мужских халатах. Среди женщин Бухарского и Самаркандского оазисов были распространены легкие длинные распашные халаты румча, слегка прилегающие по талии. Специфической верхней женской одеждой был халат мурсак. Это распашная в форме туники одежда без воротника, которую шили так, чтобы полы при ношении заходили друг за друга. Мурсаки делали длинными, до земли, на подкладке, а чаще стеганными на вате. Ворот, полы и низ рукавов обшивали тканой тесьмой. Мурсаки полагалось давать невесте в приданое, а пожилые женщины обязательно припасали их для своего погребения - два мурсака накидывали на женские похоронные носилки.

С давних пор в качестве верхней женской одежды употреблялся и халат тун чапан того же покроя, что и мужской. Он был более узкий, чем мурсак, с длинными, суживающимися книзу рукавами. Во второй половине XIX века среди верхней одежды появился камзол или камзур. Это слегка прилегающий в талии халат с короткими и узкими рукавами, с вырезной проймой и отложным воротником. В это же время стали появляться короткие безрукавки типа жилеток нимча.

Голову узбекские женщины закрывали платком. Часто головной убор состоял из двух платков, один из которых набрасывали на голову, а второй, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки. В позапрошлом столетии женщины надевали плат с отверстием для лица, на лоб повязывали небольшой платок пешона румол, а поверх его навертывали тюрбан в виде чалмы. В будничные дни голову покрывали платком из белой кисеи дока, иногда украшенным вышивкой. Более состоятельные женщины носили платки, затканные золотой или серебряной мишурой. К началу двадцатого века широкое распространение получили вышитые шелком или золотой нитью тюбетейки-дуппи. Выходя из дома, узбекская женщина обязательно накидывала на голову мурсак или мужской халат. С середины XIX века традиционной женской одеждой стала паранджа. Это видоизмененный большой и широкий халат, который женщина, накидывала воротом на голову, чтобы скрыть свою фигуру от посторонних взглядов. При таком употреблении рукава оказывались не нужными и их сначала просто закидывали за спину, а потом стали еще и сшивать, так что они сделались ложными. К парандже полагался чачван - густая прямоугольная сетка из черного конского волоса, закрывающая лицо женщины. Выходить за пределы дома в парандже были обязаны женщины всех возрастов. Даже девочки, достигшие зрелости, в исламе равной девяти годам, уже должны были надевать паранджу.

Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебраВ Узбекистане паранджа была распространена далеко не повсеместно. В основном она являлась городской одеждой и лишь изредка ее носили состоятельные женщины из кишлаков. В двадцатые годы прошлого столетия, когда советская власть повела борьбу с "феодально-байскими пережитками", паранджа постепенно вышла из употребления, и лишь пожилые женщины придерживались старинного обычая.

Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра. Кольца с блестящими камнями и браслеты, серьги кашгар-болдак с дужкой в виде тонкого кольца или серьги с подвесками в виде куполков были настоящими произведениями ювелирного искусства. Шею украшали связки бус из кораллов или ожерелья из монет. Особенно красивы были старинные налобные украшения баграк в виде полосы соединенных шарнирами квадратиков из серебра со вставками из бирюзы и тилля-кош - довольно высокий кокошник, нижняя часть которого повторяла форму женских бровей. Национальные костюмы свидетельствуют о богатых культурных традициях узбекского народа, его обрядах и традициях, образе жизни и глубоких исторических корнях. Современная одежда узбеков весьма неоднородна. Городская, а частично и сельская молодежь, особенно из среды интеллигенции, носит европейскую одежду, в которую нередко привносятся отдельные элементы национального костюма. Пожилые, особенно женщины из сельских районов, сохраняют, как правило, традиционную одежду. Одежда узбекского народа и впредь будет обогащаться, вбирая в себя новые черты и сохраняя национальные традиции.

 Страницы: 1

Перепубликация с www.sairamtour.com


С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Прощай, СССР!

  Древний Термез

  Ровесник Рима

  Арча - мать горных лесов

  Европейская часть Самарканда

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU