Италия
Италия
Монголия
Монголия
Панама
Панама
Перу
Перу
Аруба
Аруба
Лаос
Лаос
США
США
Канада
Канада
Армения
Армения
Чехия
Чехия
Иордания
Иордания
Македония
Македония
Мексика
Мексика
Маврикий
Маврикий

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Голубая керамика Узбекистана

Голубая керамика Узбекистана

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 123
Поскольку в Ферганской долине не было залежей высококачественной каолиновой глины, эти попытки не удались, но в Риштане открыли способ выделки из местных глин полуфаянса, покрытого белой глазурью с синей росписью, так называемую керамику "чини", то есть китайскую. Этот стиль получил оригинальное развитие на узбекской земле. Надо сказать, что гончары Риштана еще в XIX веке делали посуду "чини". По древневосточным верованиям сине-голубой цвет символизирует счастье, ведь это цвет воды и неба. В наши дни в Самарканде, Гиждуване и Ташкенте народные мастера используют для покрытия изделий в основном свинцовую глазурь - фабричную или собственного изготовления. Риштанские гончары до сих пор употребляют поливу "ишкор", которую изготавливают из золы только им известных кустарников. Мастера в нее добавляют олово, окислы кобальта, меди или железа. В зависимости от сочетания этих добавок с поташем, содержащимся в золе, глазурь "ишкор" приобретает ультрамариновый, бирюзовый, белый, черный или коричневый цвет.

Ни в одном из керамических центров Узбекистана нет такого разнообразия форм изделий, как в Риштане. Ляганы - блюда для плова, косы и шокосы - миски для супа-шурпы, огромные кувшины-хумы для хранения зерна и масла, маслобойки, глубокие сосуды с крышками для кислого молока -кошкулок, кувшины-офтоба для омовения перед молитвой, пиалы, кувшины-кузача для воды, сосуды в виде фантастической птицы - урдак - полет изощренной фантазии кулолов не знает предела.

Риштанская керамика

В далеком прошлом остались магические представления, заключавшиеся в орнаментальных мотивах, но символико-поэтическое содержание их до сих пор известно кузагарам и как своеобразный "код" передается из поколения в поколение. Мастера создают на гончарных изделиях роспись в виде ветви с плодами граната, орнамента из кругов и спиралей - древних символов солнца, луны, вселенной. С XVIII века в росписи керамических изделий появились мотивы кувшинов, чайников, ваз с цветами.

Экспозиции музеев Италии, Венгрии, Франции, Бельгии, России украшают современные произведения риштанских мастеров - живые воплощения традиций голубой керамики эпохи Темуридов. В последние годы работы Набиджона Кодирова - ученика усто Ибрагима Камилова, Рустама Усманова, Шарафутдина Юсупова, Махмуда Азизова видели зрители на выставках в Швейцарии, Германии, Японии и в других странах. Коллекционеры со всего мира стремятся приобрести образцы голубой керамики. Да и любой турист-путешественник не удержится от покупки чуда из глины в одной из риштанских керамических мастерских. Ведь любое рукотворное произведение - уникально, поскольку ни у одного мастера даже в однотипных изделиях не повторяется ни форма, ни орнамент. Риштан называют колыбелью искусства керамики Ферганской долины. В традициях керамики "ишкор" работает и Музаффар Саидов из кишлака Минор близ Риштана, а в Наманганской области, в старинном селе Гурумсарай, продолжает традиции своего учителя - знаменитого усто Кенжа - старейший мастер Гафурджан Машарипов. Именно здесь, в Гурумсарае, у усто Махмуда Рахимова несколько лет назад постигал секреты древней технологии изготовления голубой глазури "ишкор" известный керамист из Ташкента, действительный член Академии художеств республики Акбар Рахимов.

В одном из старейших районов столицы Узбекистана - Кукче, на улице Одила Мухтарова находится одна из достопримечательностей города - Дом-музей имени Мухитдина Рахимова. Удивительную жизнь прожил этот замечательный человек - потомственный кулол в четвертом поколении, инженер-технолог керамики, ученый - исследователь. Защитив кандидатскую диссертацию он более сорока лет был старшим научным сотрудником республиканского Института искусствознания. В многочисленных поездках по старинным керамическим центрам, археологических экспедициях он досконально изучил традиционные художественные приемы гончарного искусства Самарканда, Бухары, Ташкента, Ферганской долины. Много лет Мухитдин Рахимов посвятил исследованиям керамики Кушанского периода и эпохи Темуридов. Он написал несколько книг и опубликовал десятки статей об истории керамики Узбекистана и технологии изготовления и обработки гончарных изделий, трактовке различных символов и художественных образов в керамике.

Утренние и вечерние часы каждого дня Мухитдин Рахимов отдавал главному делу своей жизни - работе с глиной за гончарным кругом-чархом и росписи своих работ. Он создал великое множество великолепных произведений, многие из которых воссоздавали стиль кушанского или темуридского времени.

 Страницы: 123

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Медресе в Хивах

  Mузыканты средневековья

  Наманган

  Современное состояние заповедников

  Ташкентский театр оперы и балета

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU