![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: ![]() ![]() ![]() Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Ни в одном из керамических центров Узбекистана нет такого разнообразия форм изделий, как в Риштане. Ляганы - блюда для плова, косы и шокосы - миски для супа-шурпы, огромные кувшины-хумы для хранения зерна и масла, маслобойки, глубокие сосуды с крышками для кислого молока -кошкулок, кувшины-офтоба для омовения перед молитвой, пиалы, кувшины-кузача для воды, сосуды в виде фантастической птицы - урдак - полет изощренной фантазии кулолов не знает предела. В далеком прошлом остались магические представления, заключавшиеся в орнаментальных мотивах, но символико-поэтическое содержание их до сих пор известно кузагарам и как своеобразный "код" передается из поколения в поколение. Мастера создают на гончарных изделиях роспись в виде ветви с плодами граната, орнамента из кругов и спиралей - древних символов солнца, луны, вселенной. С XVIII века в росписи керамических изделий появились мотивы кувшинов, чайников, ваз с цветами. Экспозиции музеев Италии, Венгрии, Франции, Бельгии, России украшают современные произведения риштанских мастеров - живые воплощения традиций голубой керамики эпохи Темуридов. В последние годы работы Набиджона Кодирова - ученика усто Ибрагима Камилова, Рустама Усманова, Шарафутдина Юсупова, Махмуда Азизова видели зрители на выставках в Швейцарии, Германии, Японии и в других странах. Коллекционеры со всего мира стремятся приобрести образцы голубой керамики. Да и любой турист-путешественник не удержится от покупки чуда из глины в одной из риштанских керамических мастерских. Ведь любое рукотворное произведение - уникально, поскольку ни у одного мастера даже в однотипных изделиях не повторяется ни форма, ни орнамент. Риштан называют колыбелью искусства керамики Ферганской долины. В традициях керамики "ишкор" работает и Музаффар Саидов из кишлака Минор близ Риштана, а в Наманганской области, в старинном селе Гурумсарай, продолжает традиции своего учителя - знаменитого усто Кенжа - старейший мастер Гафурджан Машарипов. Именно здесь, в Гурумсарае, у усто Махмуда Рахимова несколько лет назад постигал секреты древней технологии изготовления голубой глазури "ишкор" известный керамист из Ташкента, действительный член Академии художеств республики Акбар Рахимов. В одном из старейших районов столицы Узбекистана - Кукче, на улице Одила Мухтарова находится одна из достопримечательностей города - Дом-музей имени Мухитдина Рахимова. Удивительную жизнь прожил этот замечательный человек - потомственный кулол в четвертом поколении, инженер-технолог керамики, ученый - исследователь. Защитив кандидатскую диссертацию он более сорока лет был старшим научным сотрудником республиканского Института искусствознания. В многочисленных поездках по старинным керамическим центрам, археологических экспедициях он досконально изучил традиционные художественные приемы гончарного искусства Самарканда, Бухары, Ташкента, Ферганской долины. Много лет Мухитдин Рахимов посвятил исследованиям керамики Кушанского периода и эпохи Темуридов. Он написал несколько книг и опубликовал десятки статей об истории керамики Узбекистана и технологии изготовления и обработки гончарных изделий, трактовке различных символов и художественных образов в керамике. Утренние и вечерние часы каждого дня Мухитдин Рахимов отдавал главному делу своей жизни - работе с глиной за гончарным кругом-чархом и росписи своих работ. Он создал великое множество великолепных произведений, многие из которых воссоздавали стиль кушанского или темуридского времени.
| |||||||||
|