![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: ![]() ![]() ![]() Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
В доисламскую эпоху глиняные божки оберегали семейный очаг от бед, из глины делались игрушки-свистульки для детей, она была незаменимым материалом для изготовления посуды. Не удивительно, что среди множества ремесел, которыми владеют узбеки, одним из самых почетных и уважаемых с давних времен стало гончарное искусство. В каждом регионе страны существует своя школа керамики, имеющая традиции, уходящие корнями в глубокое прошлое. На холмах городища Афросиаб в пригороде Самарканда археологи обнаружили множество статуэток - изображений фантастических животных, драконов и львов из терракоты, обломков керамических чаш, расписанных неизвестными мастерами, жившими полторы-две тысячи лет тому назад в легендарной Мараканде. В середине двадцатого века народный мастер-керамист Умар Джуракулов, приглядевшись к находкам ученых, изучив старинные орнаменты и пластические приемы, стал лепить причудливые фигурки, возродив древнее искусство. В наши дни в керамической мастерской на одной из улиц Самарканда, носящей имя этого прославленного мастера, его ученики и ученики его учеников продолжают традиции керамики Афросиаба. Забавные всадники на осликах и лошадках, сценки, подсмотренные в чайхане и на базаре, клоуны-масхарабозы и, конечно, миниатюрные драконы - все эти терракотовые изделия стали для туристов лучшими сувенирами на память о путешествии в Самарканд. Глиняные игрушки делают многие умельцы, но лишь немногим удается эту незатейливую забаву довести до совершенства настоящего произведения искусства. Игрушка-свистулька некогда принесла всемирную известность замечательной потомственной мастерице Хамро Рахимовой из старинного кишлака Уба. Сегодня ее ученица и хранительница традиций Кубаро Бабаева сама обучает своих учеников лепке многоголовых лошадок и барашков, ярко расписанных и пронзительно свистящих. Недалеко от Убы, в сорока километрах от Бухары, в небольшом городке Гиждуване, некогда славившемся своей керамикой по всему Великому шелковому пути, живет знаменитый усто Алишер Нарзуллаев, действительный член Академии художеств Узбекистана, мастер-керамист в шестом поколении. Блюда-ляганы, пиалы, косы, вазы выходят из его рук с узорами, напоминающими расцветку перьев павлина. Яркие цвета красок, приглушенные толстым слоем глазури, приобретают мягкость и живописность акварели. Секреты мастерства работы на гончарном круге-чархе, создания необычных форм изделий из глины и приемы их росписи передал Алишеру отец, усто Ибадулло Нарзуллаев.
В любом уголке республики любитель гончарного искусства найдет особый неповторимый стиль росписи, чистоту декоративных форм, живое ощущение рукотворности. Но подлинный ценитель голубой керамики будет стремиться попасть в Ферганскую долину, в Риштан. По историческим сведениям гончарный промысел возник в Риштане около тысячи лет назад. Риштанские керамисты - кузагары считают себя потомками основоположников гончарства и хранителями старых традиций. В средние века искусство риштанских мастеров достигло известности во многих городах и странах, лежавших на Великом шелковом пути. После создания Амиром Темуром его могущественной империи Мовароуннахр лучшие товары из всех стран можно было найти на базарах этой империи. Среди особо ценных товаров был тончайший белый китайский фарфор с кобальтовой росписью. Но секрет его изготовления китайцы не выдавали никому. Доподлинно известно, что Амир Темур в конце XIV века послал несколько мастеров из Самарканда в Риштан. Именно тогда были предприняты попытки разгадать секрет производства китайского фарфора.
| |||||||||
|