![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: ![]() ![]() ![]() Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Используя древние орнаменты и традиционные приемы разбивки плоскости стен, усто Ташпулат Арсланкулов выполнил в высоком рельефе, построенном на игре светотени, резьбу в торжественно-праздничном "ташкентском" зале. Его рисунок с мотивами цветов и стеблей отличается свободой линий и живостью изображения. В "хивинском" зале хорезмские мастера под руководством усто Абдуллы Болтаева простые геометрические фигуры "гириха" и розеток использовали в сочетании с затейливым переплетением спиралей растительных побегов. Потолок они оформили характерными для хивинской резьбы по ганчу фигурными медальонами "турундж". С большим мастерством выполнена четкая резьба сложных мелких орнаментов. Самаркандский мастер-ганчкор Кули Джалилов отделал плафоны потолка резными девятиконечными звездами и сталактитовыми куполками, а карниз, венчающий стены, украсил сталактитами "ироки". В ажурных панно на стенах "самаркандского" зала он применил двухслойную резьбу в стиле "ислими". В "ферганском" зале, посвященном искусству мастеров Маргилана, Коканда и Андижана, орнаментальные композиции, разработанные Махмудом Наркузиевым, и выполненные в традиционной ферганской технике отливки из ганча, поражают необычайной пластичностью и разнообразием. Для "термезского" зала были использованы мотивы и приемы резьбы по ганчу, созданной неизвестными мастерами в XII веке и украшавшей дворец правителя Термеза. Усто Исмат Нигматов выполнил в старинной манере панно с композицией из крупных побегов и листьев, заполненных мелкой резьбой в два плана. Более двух лет усто Ширин Мурадов со своими учениками работал над оформлением "бухарского" зала. Стиль бухарской школы резьбы по ганчу, ярким представителем которой был этот знаменитый бухарский ганчкор, поражает художественной целостностью и гармоничностью. Растительно-цветочный узор, заключенный в геометрические рамки и фигурные арки, заполняет большие панно, бордюры, сталактиты. Ажурные орнаментальные композиции располагаются и на поверхности зеркал. Одну из стен зала покрывает легкая сетка сложного геометрического орнамента, на другой - "гирих" из фигурных звезд и шестиугольников.
Однако, в начале XX века молодой, но уже известный мастер Ширин Мурадов был привлечен бухарским эмиром к постройке его загородного дворца Ситораи-Махи-Хоса, где им был создан "Белый зал", прославивший ганчкора далеко за пределами родного города. Усто Ширин нашел неординарное решение декорирования зала торжественных приемов - ажурным узором были покрыты зеркальные стены, арочные перекрытия и потолки. Эффектность и легкость разнообразных узоров подчеркивалась виртуозностью их исполнения. Художественный прием резьбы по ганчу на зеркальной поверхности применяют и по сей день лишь мастера очень высокого класса. На счету Ширина Мурадова несколько сооружений, оформленных резьбой, и каждое сделало бы имя любого творца бессмертным.
| |||||||||
|