Бельгия
Бельгия
Монголия
Монголия
Колумбия
Колумбия
Мальдивы
Мальдивы
Никарагуа
Никарагуа
Молдова
Молдова
Гвиана
Гвиана
Польша
Польша
Куба
Куба
Гондурас
Гондурас
Майотта
Майотта
Шри Ланка
Шри Ланка
Словения
Словения
Гамбия
Гамбия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Узбекский резной ганч

Узбекский резной ганч

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 123
Среди них минарет мечети Боло-хауз в Бухаре и павильон во внутреннем дворе мечети Калян, Ташкентские куранты. Великолепное убранство "бухарского" зала театра имени Алишера Навои стало одной из вершин творчества этого выдающегося мастера.

Мечеть и минарет Боло-Хауз в БухареУсто Ширин Мурадов щедро делился опытом и знаниями с молодыми мастерами. Его ученики и ученики его учеников по сей день продолжают славные традиции узбекской резьбы по ганчу. Обучение у мастера-усто продолжается 10 - 12 лет, иногда дольше. Ученики постигают все тонкости ремесла, начиная от заточки инструментов и приготовления раствора, до разнообразных приемов резьбы и отделки узора. Особое внимание мастер отводит изучению старинных орнаментов и традиционных элементов. Большое внимание уделяется обучению прикладной геометрии, расчетам и построениям гириха и объемных сталактитов. Чтобы получить статус мастера, ученик должен выдержать испытание. По заданию старейших резчиков он должен самостоятельно полностью оформить жилой дом или выполнить резной декор в общественном здании. Лишь после обсуждения и одобрения работы советом мастеров, молодой ганчист получает право также называться мастером. Надо заметить, что опытные мастера-ганчкоры, как в старину, так и в наше время славятся не только искусством составления и резьбы орнамента, но и умением планировки архитектурной композиции, конструирования и выполнения сводов и куполов разных систем, включая сложнейшие сталактиты. У них необычайно развито чувство построения декора и наполнения его выразительностью и образностью.

В узбекском орнаментальном искусстве узоры разделяются на растительные и геометрические. Геометрические орнаменты "гирих" применяются в резьбе по ганчу, в орнаментальной росписи и в резьбе по дереву. Они весьма сложные по построению и имеют вид звездчатых фигур, расположенных на осях треугольников, квадратов и многоугольников. Гирихи часто представляются как связанные друг с другом элементы, переплетенные одной, двумя или тремя бесконечными лентами. Мастера, основываясь на знании прикладной геометрии, разрабатывают новые орнаменты, иногда весьма сложного рисунка. Самые изобретательные узоры гириха похожи на головоломки, и мастера их называют "васвос" - искушение. Искусство мастера состоит не только в успешном графическом решении геометрической задачи, но и умении создать эмоционально насыщенный художественный образ. Особо сложные орнаменты состоят из гириха, с включенным в его ячейки растительным орнаментом. Древнейшие образцы подобной резьбы по ганчу археологи обнаружили на городище Афрасиаб под Самаркандом, в руинах дворца Саманидов, датированного Х веком.

Узбекский резной ганч

Однако растительные орнаменты "ислими", построенные на основе волнистой линии или спирали, как правило, имеют самостоятельное значение. Самые распространенные элементы "ислими" - стебли "нарт", цветок "гул", спиральные завитки "джигалак".

Особое место занимают композиции "дарахти мунабат", представляющие стилизованные букеты цветов в фантастических вазах или стилизованная плакучая ива "мажнун", которые размещаются на панно, обрамленных рельефными арками или фестончатыми медальонами.

Карнизы, завершающие стены, оформляются сталактитами "шарафа", технология изготовления которых восходит к началу XV века. Прекрасные образцы сталактитов из ганча были созданы безвестным мастером под куполом мавзолея сподвижника Мирзо Улугбека астронома Казы-Заде Руми в ансамбле Шахи-Зинда.

Окна и проемы над дверями украшаются ганчевыми резными и литыми решетками. Причем они делаются часто двойными - наружная часть с более крупным отлитым в формах узором "панджара" и внутренняя с мелким резным орнаментом "шабака".

Иногда даже в отделке стен ганчем применяется отливка. Эта технология была известна еще в XIX веке в Фергане и оттуда заимствована бухарскими резчиками. Мастер изготавливает матрицу "колиб" с тончайшими мелкими орнаментами и отливает в ней детали из ганча, которыми оформляется бордюр "рута" или полоса, окаймляющая панно или нишу. Композиция из совмещенных отливок по нескольким матрицам позволяет оформить помещение сплошным рельефным узором. Довольно редко в наше время применяются старинные способы резьбы по двухцветному или многоцветному ганчу "кырма" и резьба с рельефом по цветному ганчу. В этой технике вырезается ажурный выпуклый рисунок, который на цветном фоне кажется сквозным.

 Страницы: 123

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Узбекистан cегодня

  Озеро Айдаркуль

  Ботанический сад

  Современная музыкальная культура

  Страна Тамерлана

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU