![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: ![]() ![]() ![]() Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Излюбленные нагрудные украшения узбекских женщин - ожерелья из связок коралловых бус марджон. Как правило, крупные и мелкие кораллы нанизаны в несколько нитей и перемежаются с рядами цепочек. Причем нити кораллов с пронизями из ажурных шариков и бусин собраны в отдельные фрагменты и разделены прямоугольными или фигурными пластинками, украшенными эмалями или камнями. Очень популярны ожерелья из бисера или кораллов, нанизанных вперемежку с монетами или металлическими плоскими кружками. Нередко в ожерелье вставляется крупный нарядный медальон зебиргардон с узорами и камнями. Часто нагрудные украшения представляют сложные формы серебряных пластинок, украшенных камнями, филигранью, чернью или эмалями и соединенных пятью-шестью рядами серебряных цепочек. Причем, центральная пластина отличается от остальных формой, размером и тщательностью отделки. Такая пластина, как и все это украшение, называется хайкал, то есть "фигура". В этом названии сохранился отзвук древнего обычая носить на груди изображение тотемного животного - покровителя рода. Среди старинных узбекских ювелирных украшений особую форму представляют ювелирные футляры для амулетов - туморы. Они делаются в виде треугольников, обращенных вершиной к верху, прямоугольников, многоугольников, цилиндрических трубочек. Туморы не только тщательно орнаментированы филигранью, зернью или эмалями, но и нередко снабжены надписями с молитвами. Туморы подвешивали к ожерельям с ажурными пронизями или носили, прикрепив к цепочке, на груди. Иногда в одном украшении совмещали два-три тумора разной конфигурации. В старину узбекские женщины прятали в тумор молитву-оберег, амулет, магическое заклинание, а некоторые - записочку от любимого. Ювелиры Хорезма оформляют туморы особенно пышно и нарядно, окружая амулетницу множеством позолоченных фигурных подвесок с коралловыми бусинами. Хорезмской женщине, ожидающей ребенка, родственники дарят сердцевидный кулон-асык, связанный с древним культом богини-Матери. Он инкрустирован сердоликом и украшен крестообразным знаком чахар-чираг - кочевническим символом жизни. Необычайно изысканны по форме и отделке традиционные серьги узбекских женщин. В комплект украшений входят серьги зирак с дужкой в виде тонкого кольца с перекладиной, на которую нанизываются разноцветные бусинки и серьги с подвесками в виде куполков или шатровых сводов, которые были настоящими произведениями ювелирного искусства. В Ферганской долине широкое распространение получили золотые и серебряные серьги кашкар болдак. А бухарские мастера славятся выделкой золотых серег шибирмак в форме лепестка с большими рубинами в центре, окруженными жемчужинами. В старину модницы вдевали в уши одновременно по две пары серег. А в некоторых районах Узбекистана женщины носили в носу специальные серьги булоки или розетку на ножке, которую вставляли в прокол в ноздре. Надо отметить, что в ювелирном деле выделяются мастера, специализирующиеся на изготовлении женских серег - зираксоз и колец - узуксоз. Кольца узук женщины носят на всех пальцах, кроме третьего. В кольца вставляют излюбленные на Востоке камни - жемчуг, рубины, бирюзу, сердолик, часто окружая большой камень несколькими мелкими глазками. Носят перстни с металлическими или каменными печатками, вправленными в гладкую или слегка орнаментированную оправу. Браслеты - бухарские ажурные шабака, в виде сеточки, тонкие, с изящным штампованным узором или покрытые чернью, хорезмские массивные, украшенные сердоликами, - носят часто парами. Браслеты делают замкнутые, с застежками или открытые. Кольца и браслеты самого разнообразного оформления и техники исполнения неизменно входят в состав любого, даже самого скромного комплекта женских украшений. Мастерство ювелиров передается из поколения в поколение, от дедов и отцов к сыновьям.
| |||||||||
|