Колумбия
Колумбия
Гана
Гана
Греция
Греция
Кения
Кения
Шри Ланка
Шри Ланка
Тонга
Тонга
Чехия
Чехия
Канада
Канада
Маврикий
Маврикий
Эритрея
Эритрея
Чад
Чад
Мозамбик
Мозамбик
Ниуэ
Ниуэ
Ботсвана
Ботсвана

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Ювелирное искусство Узбекистана

Ювелирное искусство Узбекистана

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 1234

Ювелирное искусство УзбекистанаРемесло ювелира - одно из древнейших на земле. Изначально ювелирные изделия служили не только украшениями, но и были оберегами, наделялись магическими свойствами. Наиболее ранние находки таких украшений в Узбекистане относятся к XII веку до нашей эры. В верховьях реки Чирчик из могильника были извлечены бронзовые браслеты с треугольными насечками и орнаментом в виде космологических спиралей.

Особую историко-культурную ценность представляют золотые и серебряные культовые предметы, а также браслеты, перстни и ожерелья из так называемого Амударьинского клада, обнаруженного в 1877 году в верхнем течении реки Амударьи. Они свидетельствуют, что еще в V веке до нашей эры мастерство бактрийских ремесленников достигло высот подлинного искусства. Настоящей сенсацией в научном мире стала находка в Сурхандарьинской области на юге Узбекистана на археологических раскопках городища Дальверзинтепе клада весом 32 килограмма, состоящего из высокохудожественных предметов и украшений из золота, серебра и драгоценных камней, относящихся к эпохе Кушанского царства. А близ города Термеза в руинах дворца на городище Балалык-тепе сохранилась настенная роспись VI века со сценами пиршества. На знатных дамах были изображены золотые кольца, перстни и серьги с подвесками, напоминающие традиционные украшения современных узбекских женщин.

Роскошные изделия создавали ювелиры по заказам придворных дам в эпоху Темуридов.

Подлинного расцвета ювелирное искусство достигло в XIX - начале XX веков. Украшения, выполненные ювелирами Бухары, Хивы, Самарканда, Ташкента, Ферганской долины, пользовались спросом на Востоке и Западе. Особенно ценились изделия мастеров Бухары и Ташкента. Ювелирные изделия узбекских мастеров отличает богатство форм, изящество отделки и проработанность деталей. Излюбленным материалом для ювелирных украшений в Узбекистане всегда было серебро, но бухарские мастера большую часть изделий традиционно выполняли из золота. Ведь недаром Бухара расположена в долине "золотоносной" реки Зарафшан, где с древнейших времен добывался драгоценный металл.

Таинство создания ювелирного чуда происходит в мастерской, оборудованной несложными приспособлениями. Здесь находится небольшой самодельный глиняный горн в виде низкой призмы с выемкой на поверхности, где помещаются древесные угли. Огонь в горне раздувается при помощи ручных мехов-дам из бараньей кожи. Своей формой дам напоминает два усеченных конуса, соединенных основаниями. При особо тонкой работе ювелиры-заргары применяют медную коническую трубку-дахандам, в которую дуют, направляя струю воздуха на обрабатываемый предмет. Серебро и золото плавят в тиглях-бутича из огнеупорной глины.

Ювелирное искусство Узбекистана

Мастера пользуются нехитрым инструментарием - щипчиками разных калибров с заточенными концами для изготовления цепочек, серег, ячеек для камней, пинцетами для подхватывания мелких деталей, ножницами-кайчи, набором клещей, молоточков, штампов и форм для изготовления деталей украшений в виде шариков и полушарий, небольшая железная наковальня.

Каждый ювелир, как правило, владеет литьем и ковкой по металлу, поэтому их еще называют темир-усто - мастер по металлу. Ювелиры искусно владеют техникой тиснения, черни, ажурной и накладной филиграни, эмали. Излюбленной техникой всегда была зернь - узоры, составленные из спаянных серебряных шариков и бусин. Мастера используют гравировку и резьбу по металлу, инкрустацию. Иногда в изделиях драгоценные и полудрагоценные камни заменяются имитацией из стекла, эмали, пасты.

Ювелиров, работавших преимущественно по серебру, в старину называли кумуш-усто - серебряных дел мастер. Серебро применяли не только для женских украшений. Им отделывали сбрую коней, стремена, оковывали парадные седла, серебряные бляшки прикрепляли к потнику, украшали плеть-камчу, рукояти и ножны оружия. Из серебра делали пуговицы для одежды, пояса. Так, к парадному традиционному мужскому костюму бухарские мастера изготовляли пояса с крупными орнаментированными и украшенными камнями и чернью ювелирными пряжками. Иногда по всему поясу нашивали круглые или фигурные медальоны. Самые дорогие мужские пояса целиком состояли из филигранных подвижно соединенных изогнутых пластинок с ажурным орнаментом. По древнему поверью считалось, что серебро лишает яды силы, отгоняет злых духов, сохраняет чистоту. Ювелиры, работая с серебром, различали его две разновидности - "мягкое" и "твердое".

 Страницы: 1234

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Комплекс Шейхантаур

  На память о сказочной стране

  Центр национальных искусств

  Мавзолей Ходжа Данияра

  Кызылсуйский заповедник

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU