Тувалу
Тувалу
Ангола
Ангола
Парагвай
Парагвай
Чад
Чад
Исландия
Исландия
Бангладеш
Бангладеш
Швейцария
Швейцария
Бахрейн
Бахрейн
Словения
Словения
Бурунди
Бурунди
Аруба
Аруба
Украина
Украина
Судан
Судан
Макао
Макао

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Ювелирное искусство Узбекистана

Ювелирное искусство Узбекистана

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 1234
Из слегка нагретого "мягкого" серебра выковывают фольгу, из которой делают накладки на насеченную сталь или железо, вбивая ударами молоточка. "Твердое" серебро плавят в тиглях и отливают в металлической изложнице-режа в виде тонкой пластины.

Ювелирное искусство УзбекистанаВыковывая пластину в тонкий лист, а затем пропуская способом волочения через отверстия разного калибра в специальной металлической пластине-киря, получают серебряную проволоку, которая идет на изготовление серег и колец. Чтобы придать проволоке форму кольца, мастер обертывает ее вокруг специальных щипцов-омбур, имеющих коническую форму. Из самой тонкой проволоки плетут цепочки и выкладывают филигранные узоры.

Для изготовления деталей в виде полушарий и куполков, широко распространенных в традиционных ювелирных украшениях, у мастера имеются кованные бронзовые полусферы - куба разного диаметра. Чтобы прочеканить орнамент на изделии, ювелир-заргар выбирает из набора маленьких стамесок-калам нужную по размеру и с соответствующим выпуклым узором на конце. При ударе молоточком узор оттискивается на металле. Для получения на подвесках орнамента невысокого рельефа мастера пользуются медными матрицами-колибами. Каждый ювелир, работающий с драгоценными металлами, имеет весы. В старину мерой веса был золотник-мискол. Чтобы не пропала ни крупинка серебра или золота, мастер, отделывая изделие, помещает его на брусок дерева, закрепленный над железным подносом.

В сочетании с серебром узбекские ювелиры используют драгоценные и полудрагоценные камни: дымчато-розовый лал, изумруд, сапфир, гранат, сердолик, бирюзу, жемчуг, перламутр, коралл. Причем, по традиции, камни для ювелирных изделий не гранят, а шлифуют. Каждому камню в древние времена придавали магическое значение. Особо ценился сердолик - хакик. Считается, что он приносит счастье и здоровье, предохраняет от опасности, предотвращает обман. Возможно поэтому, большинство старинных браслетов и колец украшены вставками из сердолика. Бирюза - фируза - улучшает зрение, придает бодрость духа и приносит победу в бою. Не случайно рукоятки и ножны кинжалов и сабель на Востоке украшали вставками из бирюзы. Жемчуг обладает исцеляющей силой.

Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из серебра или золота. Но к свадьбе готовят целые ювелирные комплекты, некоторые из которых невеста продолжает носить и после бракосочетания, до рождения первого ребенка.

Ювелирное искусство УзбекистанаТрадиционный костюм невесты включает множество украшений, в том числе различные серебряные, позолоченные или золотые налобные повязки или диадемы. Ташкентские, ферганские и бухарские невесты надевали довольно высокий позолоченный ажурный кокошник тилля-кош со вставками бирюзы и разноцветных стразов, оформленных снизу множеством фигурных подвесок. В начале ХХ века бухарские мастера делали диадемы, повторяющие форму бровей, их так и называли усма-тилла - подведенные золотые брови. Особенно красивы старинные налобные повязки баграк в виде полосы из соединенных шарнирами квадратных серебряных пластин. Каждая пластина декорирована золочением, тиснением, инкрустацией из полудрагоценных камней, окруженных мелкой бирюзой. Старинное бухарское головное украшение шашпо состояло из шести длинных нитей, на которые были нанизаны серебряные и позолоченные бусы, кораллы, жемчужины, а между ними кисточки из шелка с металлическими колпачками на концах. Это украшение наматывали на головной убор, а концы нитей свободно свисали вдоль щек.

Невеста из Хорезма надевала налобное украшение осмондузи с самоцветами и металлическими подвесками. Надо отметить, что хорезмийские женские украшения отличаются архаичностью форм и своеобразием ювелирной отделки. Традиционный головной убор такьядузи, выполненный из мелких металлических фигурных пластинок и подвесок, живо напоминает форму боевого шлема. Он плотно облегает голову и имеет слегка заостренную макушку. Невольно приходит на память древний хорезмийский эпос "Кырк кыз", который рассказывает о сорока девушках-воительницах, успешно защищавших родной край от завоевателей. Предметы воинского облачения, привычные для женщин кочевых племен, - шлем, щит, лук со стрелами, кольчуга - со временем утратили свое изначальное предназначение и стали их стилизованными символами в оригинальных ювелирных изделиях. Так, хорезмийки прикрепляют к шапочке-такья затылочное украшение ук-ей, напоминающее дугу лука с натянутой тетивой и многочисленными подвесками-стрелами.

 Страницы: 1234

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Ботанический сад

  Звонкая песнь металла

  Голубая керамика Узбекистана

  Заповедник Варданзи

  Специи для Олбрайт

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU