![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Италия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Милан - город с уникальной судьбой Древний римский город - Помпеи Озеро Гарда След божественной сандалии Пьемонт Вина Вкус Сардинии Моя Италия Сардинские Мадонны, короли и рабы Вверху - Лигурийские Альпы, внизу - Лигурийское море Записки влюбленной в Италию В лучших итальянских традициях Дорога Млечная, недорого! Десять заповедей настоящего мафиози 9 правил путешествия по Италии |
В прогулках по Риму — Вечному городу — есть, соответственно, нечто от вечности. Странник в таком месте, как правило, не спешит. Да и куда можно спешить, прогуливаясь по вечности? Полдень. Выпив капучино, хорошо отправиться на Палатин. В глубокой древности из семи римских холмов он был самым неприступным для чужаков. В те далекие времена на каждом холме обитало по племени. Этнически они, возможно, столь сильно отличались друг от друга, что их представителям не о чем было поговорить. Семь холмов и купол неба над ними — вот он, первый храм единства рода человеческого и каркас будущего великого города. Рождение Рима
Облик Рима со дня его основания не раз преображался. Урбанистическое пространство обычно меняется со сменой общественно-политического устройства. О рождении города можно говорить после объединения обитавших на его холмах родовых общин в союз племен. Рим тогда представлял собой сплошные сады, по склонам — мазанки горожан-общинников, а вершины холмов занимала политическая элита — старая племенная знать. С развитием республики природный ландшафт был вытеснен урбанистическим. Долина между холмами Палатин и Квиринал стала главной площадью и центром общественной жизни — Форумом. От него по водоразделам разбегаются в стороны главные улицы. Виа Сакра (Священная дорога) ведет к святыне Рима — храму Юпитера Капитолийского. Параллельно ей у подножия Палатина вытянулась Виа Нова. Другая важная площадь — скотный рынок Форум Боариум у Тибра, а самая оживленная часть города — овощной рынок Форум Холиториум. По хребту от Квиринала параллельно друг другу пролегли две старые улицы: Старая (Викус Лонгус) и Патрициева (Викус Патрициус). На Авентине самая главная и старая улица — Кливус Публикус, поднимавшаяся от Тибра к храму Дианы. Пространство между магистралями быстро и путано застраивалось по естественным террасам, давно соединенным тропинками. Оттого улочки в Риме узкие и кривые — как лесные дорожки. Они оставались такими, колдобистыми и немощеными, даже тогда, когда вдоль их обочин вместо деревьев выросли пяти-, шестиэтажные дома. Такого городского пейзажа нет нигде в мире. Время Империи было временем собирания камней. Их собрали столько, что обломков общественных зданий античности каждому варвару поздних эпох хватило в достатке и на кров, и на гробницу. Рим... Человек... Орел, парящий над Форумом, обозревает Вечный город с точки зрения настоящего времени... Слетел с герба и пережил Империю. Камень на камне, или офис Святого ДухаЧтобы представить Вечный город таким, каким его видят птицы, не обязательно сюда приезжать с дельтапланом. Человека возвышают над его двухмерной обыденностью специально созданные для этого институты духа — храмы. А как прекрасно солнечным днем подняться к левитирующей над городом капелле Сан-Петро. Здесь, наверху, легко дышится — смог не доходит. Попасть сюда нетрудно. Зимой очереди в музей Ватикана и даже на самый купол не такие большие, как летом. Время не точит камни, если их иногда перекладывать. С перебора камней, как молитвенных четок, начинался великий Сан-Петро — собор Святого Петра. Было это так. Древняя базилика, построенная при Константине Великом папой Сильвестром I, к XV веку изрядно обветшала, и в 1452 году папа Николай V распорядился ее переделать, утвердив план реконструкции Бернардо Россилино. Однако вскоре этот план забраковали и работы приостановили. Продолжили их при папе Юлии II в 1506 году по плану Донато Браманте, взявшего за основу принцип построения восточнохристианских храмов — греческий крест с куполом. После смерти Браманте стройкой руководили Рафаэль, Антонио да Сангалло-младший, Бальдассаре Перуцци и Микеланджело. Завершил храм при папе Урбане III Карло Мадерна, пристроивший длинный притвор и массивный фасад. Освящен собор в 1626 году.
| |||||||||
|