![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Афганистан: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан Ввод советских войск в Афганистан После взятия Кабула Основные военные действия Захват Кабула Традиции и обычаи афганцев. Часть 2 Традиции и обычаи афганцев. Часть 1 Начался научный этап изучения Афганской войны Причины падения монархии в Афганистане Афганистан и вторая мировая война Пуштуны – «народ чести» Захват движением Талибан Кабула Формирование современного статуса Афганистана Хазарейцы – потомки Чингис-хана Зона племен |
Однако в последние годы ситуация для России заметно осложнилась тем, что Афганистан стал зоной пристального интереса США и их союзников, почувствовавших возможность реализовать свои стратегические цели в этом регионе мира и навсегда оторвать от России страны Средней Азии. Утверждение в Афганистане сулит США, точнее американскому и в целом западному бизнесу, а также их партнерам в Азии немалые экономические и сырьевые выгоды. Не случайно в последние годы много пишут и говорят о том, что США, Англия и Саудовская Аравия рассчитывают открыть дороги и построить нефтегазопроводы из Средней Азии к теплым морям. Речь идет, в частности, о магистральном газопроводе из района Мары в Туркменистане через Герат к пакистанскому порту Карачи на Индийском океане, о строительстве железной дороги Кушка (Туркменистан) — Кветта (Пакистан) и автомобильной дороги Средняя Азия — Карачи. Этим проектам, воспринимаемым как средство прекращения войны, готовы способствовать и моджахеды и талибы. Но стремящимся к вполне реальным стратегическим выгодам американцам, если судить по их действиям в последние годы, в принципе все равно, на кого делать ставку: на моджахедов или талибов. Лишь бы эта сила была способна установить твердую власть, сохранить единство страны и эффективно ею управлять. Однако никому не должно быть безразлично, какими средствами это будет достигаться: средствами религиозного фанатизма, жесткой военной диктатуры пуштунов-талибов или средствами свет-ского государства с демократически-теократическим фасадом. Первое сегодня в Афганистане невозможно (если исламский фундаментализм и победит, то ненадолго), а второе утвердится тоже не так скоро и в великих муках. Но это второе как раз то, к чему вот уже не одно десятилетие стремится афганское общество и к чему оно уже внутренне готово. Поэтому надо способствовать второму, а не первому. В любом случае надо исходить из того, что события последних двадцати лет настолько глубоко перепахали и изменили афганское общество и государство, что возврата к прошлому уже не может быть никогда. Исходить надо также из того, что за последние десятилетия различные политические силы Афганистана опробовали несколько моделей общественного развития (буржуазную, национально-демократическую с ориентацией на социализм, две разновидности исламского фундаментализма), но ни одна из них пока не прижилась. Какая модель в конечном счете утвердится, сказать сейчас невозможно. Но если исходить из характера афганского общества, то можно все же предположить, что эта модель будет носить больше светский характер, чем исламский. Если это будет так, то та политическая сила, которая займется реализацией этой модели, не будет представлена моджахедами или талибами, а новой силой, речь о которой пойдет ниже.
К следующему, или второму фундаментальному обстоятельству относится то, что афган-ское общество объективно нуждается в коренном реформировании. Об этом говорит не столько его социально-экономическая отсталость, сколько настойчивые попытки его обновления, предпринимавшиеся в 20-е годы и в послевоенные десятилетия. Особенно настойчивые усилия часть правящих кругов прилагала в 60-е и 70-е годы. Однако по различным причинам они не приводили к желаемым позитивным результатам. Попытки НДПА покончить с феодализмом и дофеодальными пережитками экстремистскими, насильственными методами также закончились крахом. Так же, как терпят поражение подобные же усилия, но уже под знаком религиозного фанатизма, предпринимаемые моджахедами и талибами. Ни левого, ни правого экстремизма афганцы, как видно, не приемлют. И поскольку афганское общество уже давно созрело для буржуазных перемен со светским характером, они в любом случае пробьют себе дорогу. Основной движущей силой этих перемен, судя по всему, будут средние слои. Прежде всего те, которые связаны с компродорским капиталом и землей. С учетом сказанного, социальные потрясения, связанные с поиском путей развития, неизбежно будут продолжаться в Афганистане, и этот процесс, на мой взгляд, будет длительным.
| |||||||||
|