![]() |
|
Страны мира | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан Ввод советских войск в Афганистан После взятия Кабула Основные военные действия Захват Кабула Традиции и обычаи афганцев. Часть 2 Традиции и обычаи афганцев. Часть 1 Начался научный этап изучения Афганской войны Причины падения монархии в Афганистане Афганистан и вторая мировая война Пуштуны – «народ чести» Захват движением Талибан Кабула Формирование современного статуса Афганистана Хазарейцы – потомки Чингис-хана Зона племен |
Афганистан » Памятка туристаОбычаи и традиции АфганистанаГеографическое положение Афганистана и его бурная история привели к смешению на этой земле огромного количества разных культур, языков и традиций, которые и составляют пестрое и часто очень запутанное культурное наследие этой страны. Единую для всей страны систему традиций выделить попросту невозможно - каждая народность или племенная группа имеют свой этикет, историю, систему ценностей, набор традиций и язык; едиными для всех являются лишь общеисламские ценности. Афганцы обычно живут в больших семьях, возглавляемых старшим мужчиной рода. Браки (довольно ранние, кстати) обычно заключаются между членами одной племенной группы, причем с обязательного одобрения (или по предварительной договоренности) обеих семейств, из которых происходят молодожены. В пределах племенных групп наблюдается жесткая клановость, а сами племена входят в достаточно устойчивые племенные объединения, имеющие во многих случаях явные признаки большой автономии как от центральных властей, так и от других, даже родственных, племен. Несмотря на сложный этнический состав местного населения, межплеменные конфликты крайне редки (чаще всего все проблемы регулируются на уровне переговоров старейшин или советов племен), а общая обстановка вполне спокойная. Афганское общество до сих пор является подавляюще сельским, причем сохраняется вековая клановая система, и часто ту или иную местность населяют представители одного народа или племенной группы (хотя немало и полукочевых племен). И мужчины и женщины традиционно носят длинные хлопковые юбки, мешковатые штаны, особые жилеты и обязательный головной убор (тюрбаны у мужчин часто являются символом принадлежности к той или иной племенной группе). Афганские дома традиционно состоят из ряда комнат, окружающих прямоугольный внутренний двор, где женщины занимаются с детьми и готовят пищу. Отдельно выделяются мужская секция, для приема гостей дома и проведения переговоров, и "женская половина". Женатые сыновья часто живут в одном доме с родителями, хотя нередко имеют отдельные комнаты в одном из крыльев здания. В бедных горных кишлаках часто просто разделяют дом на открытую "мужскую" и закрытую "женскую" части, а все приемы проводят под навесом на улице или в большой мужской комнате. Часто гостей размещают на ночлег в одной большой комнате, вместе с хозяином или детьми - иных помещений в небогатых местных домах может просто не быть. Кочевые афганцы живут в палатках, организованных по тому же принципу, что и у любого другого кочевого народа Азии. Афганские традиции налагают множество ограничений на поведение женщин. В большинстве племен мужчины имеют право решать, когда женщина может выйти из дома, когда она может предстать перед гостями или чем конкретно ей заниматься в данное время. Правительство "Талибан" ввело еще более строгие ограничения прав женщин, включая запрет на образование и занятие должностей. Однако с разгромом "Талибана" женщины были восстановлены в своих правах, хотя следует заметить, что во многих племенах радикальные нормы никогда и не соблюдались, а женщины пользовались достаточно широкими правами. Многие женщины носят "бурка", или "чаден" - афганский аналог паранджи, однако этот предмет гардероба совсем не обязателен, как во многих арабских странах, а является скорее элементом племенной идентификации (украшение таких накидок - отдельная ветвь местного декоративно-прикладного искусства, хотя по большей части они очень скромны) и защитой от пыли. Афганские женщины традиционно опускают взгляд при разговоре с мужчинами, этого же будут ожидать и от иностранки. Многоженство официально разрешено, но в реальности распространено достаточно ограниченно. Общение женщины с чужими мужчинами практически невозможно, да и на улицу в большинстве случаев они выходят только в сопровождении одного из мужчин рода, поэтому не стоит пытаться заговаривать с ними, фотографировать и тем более прикасаться - это может быть расценено как серьезное оскорбление. Впрочем, туристки никаких ограничений на общение с местными дамами не испытывают, им даже позволено входить на женскую половину дома и свободно общаться с хозяйкой. Подобно другим горным народам Азии, афганцы обладают сложным кодексом правил поведения, главенствуют среди которых понятия личной чести, социального статуса, репутации рода (или клана) и воинские заслуги. При этом каждый мужчина в пределах общины достаточно независим - афганское общество на удивление демократично и предоставляет своим членам немало свобод, причем оговоренных по большей части неписанными кодексами, чем какими-либо законами. Хотя "бунтарей и выскочек" здесь не любят - как бы ты ни был независим, без общины ты просто человек, а в пределах оной - член авторитетного и уважаемого сообщества. Племенная система является мощным политическим фактором в жизни всей страны, а временные или постоянные племенные объединения заменяют здесь политические партии. Согласно местным законам, каждый мужчина обязан встать на защиту интересов своего племени по приказу лидера или старейшины, поэтому такие мощные и прекрасно вооруженные племенные группировки являются еще и сдерживающим фактором в решении различных конфликтных вопросов.
Из жестких местных "табу" следует строго учитывать лишь традиционные для многих стран исламского мира правила - нельзя проходить перед молящимся человеком, нельзя направлять подошвы ног на других людей (даже при посещении афганского дома или мечети, когда следует разуться, следует сложить обувь подошвой к подошве и положить в специально отведенное для этого место), не стоит принимать или подавать что-либо левой рукой (она используется для личной гигиены) и особенно - брать ею пищу, перед едой и после неё обязательно омовение рук, нельзя касаться головы человека (особенно ребенка, да и просто прикасаться к другим людям не рекомендуется), нельзя входить на женскую половину дома и так далее. Отдельное внимание следует обращать на жестикуляцию - подобно многим жителям ближневосточных и арабских стран, афганцы используют в общении сложную систему жестов, при этом многие наши обыденные движения вполне могут оказаться оскорбительными по местным понятиям. Афганские мужчины при встрече жмут руки (часто обе), обнимаются и целуют друг друга в щеку, однако следует учитывать, что это позволено только хорошо знакомым друг с другом людям. Прикасаться к представителям противоположного пола, а часто и просто обращаться к ним с приветствием, запрещено, а с незнакомцами лучше здороваться полупоклоном и прикладыванием правой руки к сердцу (впрочем, здесь многое зависит от традиций конкретной племенной группы). Едят афганцы на полу (даже в большинстве ресторанов), на специально расстеленной клеенке или кошме, на которых раскладываются лепешки и расставляются блюда. Причем здесь вполне допустимо есть и из общего блюда (обычно одного на трех человек), и из индивидуальной посуды. Пища берется руками (только правой, хотя левой допустимо придерживать лепешку). Вместо ложки ("чамча") используется лепешка и нож, хотя ложки на столе обычно тоже имеются (ими обычно зачерпывают соус) или их приносят по первому требованию. Выбрасывать несъеденное, особенно хлеб, неприлично, поэтому все, даже крошки, собираются со стола (смахивать на пол их ни в коем случае нельзя!) и складываются в специальные емкости - затем они пойдут либо на корм скоту, либо в пользу неимущих. До и после еды обязательно подается чай, чаще всего зеленый, им же можно запивать пищу, хотя обычно для этого подается чистая вода. Сама последовательность подачи блюд зависит только от достатка хозяина и традиций племени. За едой следует хранить молчание - вести беседу можно только после прямого вопроса или указания хозяина дома либо самого старшего человека за столом. В любом случае, как и везде на Земле, разговор с набитым ртом вызовет только недоумение. Афганцы - одни из самых курящих людей в Азии. "Дымить" здесь можно практически везде, лишь в мечетях и за столом это не принято, да и то не везде. Принять предлагаемую хозяином сигарету - один из знаков внимания и доверия. Как и во многих других странах региона, вместо туалетной бумаги используется местный аналог биде или просто кувшин с водой. Все естественные надобности местные мужчины отправляют сидя. Купаться принято только в проточной воде, поэтому ванн практически нигде нет. Особенности Национальной кухни АфганистанаАфганская кухня - одна из самых древних на планете. В повседневной жизни афганцы обходятся весьма скудным набором блюд - различные варианты плова и шашлыка, всевозможные густые супы, рис и макаронные изделия в сопровождении непременных лепешек "наан", сыра и чая. Важное значение занимают молоко и молочные продукты. Однако, даже несмотря на многолетнюю войну и скудность ассортимента продуктов (природно-климатические условия большей части территории страны очень непросты для выращивания сельхозкультур), лучшие образцы местной кулинарии широко известны за пределами Афганистана. Национальная едаНаиболее типичное афганское блюдо - "шиш-кебаб", представляющее собой вид шашлыка с нанизанными на шампуры кусочками мяса, сала и овощей. Очень похожи на него "кофта-кебаб", или "кёфта-кебаб" (готовится из рубленого мяса с луком), "шами-кебаб" из рубленого мяса, смешанного с яйцом и овощным пюре, "морги-кебаб" (из мяса цыплёнка), "тас-кебаб" (обжаренная в кипящем масле говядина, затем отвариваемая в вине) и прочие "кебабы", однако при более пристальном рассмотрении все эти блюда очень значительно отличаются друг от друга, да и готовят их несколько иначе, чем в других странах Центральной Азии. Второе по значимости и распространению блюдо - плов, которого также насчитывают десятки видов, в том числе "кабли-пилав", или "кабули-пилав" (плов из риса и ягнятины с тонко нарезанной морковью и изюмом), а также "палау-е-шахи" (плов из риса, ягнятины, курдючного жира, изюма, фисташек и гвоздики). В плов может использоваться мясо птицы, говядина или бараньи ребрышки, а также различные овощи и множество специй. Также популярны тушенная с овощами баранина, "корми-сабзи" (тушеная говядина или ягнятина со шпинатом, специями и овощным гарниром), "корма" (та же "корми-сабзи", только вместо шпината используется желтый горох "даул-нахуд"), "кофта", или "кёфта" (своеобразные мясные фрикадельки), "курма" (жаренное мясо птицы с луком и помидорами), тушеный в собственном соку ягненок "чаинаки", а также множество простых блюд из рубца и других субпродуктов с рисом. Обычно к плову и другим мясным блюдам подаются йогурт, сыр, соленые овощи "торши", острый соус, а также различные гарниры из мяса, зерновых, овощей или бобовых. Столь же широкое распространение имеют супы, в первую очередь "шорба" ("шурпа") с рисом или "шорма" с овощами, жаренная в молоке речная рыба "шир-махи", всевозможные бульоны (мясо к ним подается отдельно), "мушава" - суп из бобовых и йогурта и прочие.
Все блюда сопровождаются плоскими и длинными лепешками "наан", которые делают практически из любой попавшейся под руку муки (иногда в тесто добавляют картофель или лук), причем чаще их не пекут, а жарят на железной сковородке в глиняных печах или на раскаленных в очаге камнях. На десерт подаются "фирни" (молочный пудинг с фисташками), десятки видов халвы, "бичак" (своеобразные пироги из тыквенного пюре с мясом, сыром и даже вареньем, подаются как горячими, так и холодными), печенье "гош-фил", сладкие пудинги, а также засахаренные орешки, овощи и фрукты. В стране выращиваются разнообразные местные плоды на десерт - сладчайшие дыни (особенно хороши мазари-шарифские и майманские), виноград, гранат (лучшие сорта - из Кандагара), яблоки, груши, абрикосы, апельсины (хороши джелалабадские), тут, сливы, а также грецкие орехи, фисташки и миндаль - любимые местные закуски. НапиткиНациональным напитком, без сомнения, является чай ("чаи"), как черный, так и зеленый, который потребляется в неимоверных количествах. Обычно чай заваривается очень крепким и подается без сахара, в небольшом (на 2-3 чашки) металлическом чайнике. Алкогольные напитки в этой исламской стране можно найти только импортные и только в заведениях, ориентированных на европейцев. Сами афганцы позволяют себе только особый слабоалкогольный напиток из сброженного молока наподобие кумыса. Язык в АфганистанеОфициальными языками Афганистана с 2004 года считаются дари (фарси-кабули, один из индоевропейских языков иранской группы), пушту, или пашто (один из восточно-иранских, или памирских, языков), и узбекский (язык тюркской группы). На дари говорит около 50% населения, на пушту - 35%, на узбекском - около 15%. Однако в действительности на территории используется почти три десятка языков трех языковых групп. В северных провинциях (Балх, Фарьяб, Бадгис, Саманган, Бадахшан) компактно проживают народы тюркской группы, поэтому в повседневном общении чаще используется узбекский, вернее, его местный диалект, насыщенный заимствованиями из дари и пушту (используется латиница). В северных и центральных провинциях широко распространен дари, в восточных и юго-восточных районах - пушту (арабская графика с некоторыми местными элементами). Также в некоторых провинциях используются хинди, сикхский, хазарейский диалект дари, таджикский, туркменский и другие. Фестивали, праздники и выходные дни в АфганистанеОдин из самых важных праздников Афганистана - Навруз, или Наврус, отмечаемый в канун весеннего равноденствия. Это исламская адаптация древнего праздника весны, к нему готовятся специальные блюда из пшеницы и телятины, праздничный напиток "хафт-мева" из семи видов фруктов, а в некоторых районах даже подается вино. До правления "Талибан" в праздничные дни проводились массовые уличные празднества, в наши дни эта традиция еще только возрождается, а Навруз остается по большей части семейным или общинным праздником.
Однако самыми красочными и колоритными событиями страны являются четыре главных исламских праздника - Маулид-ан Наби (Маулид, день рождения Пророка), Ашура (день траура по имаму Хуссейну, внуку Мохаммеда), Ид аль-Ада (Эйд аль-Адха, праздник жертвоприношения, отмечает начало хаджа) и Ид аль-Фитр (Эйд аль-Фитр, окончание Рамадана). Каждый из этих праздников, отмечаемых в соответствии с лунным календарем, сопровождается огромным количеством традиционных церемоний, начиная с традиционных семейных или общинных пиров и заканчивая шумными уличными празднествами. Многие из этих праздников продолжаются по нескольку дней и в каждом из регионов страны несут на себе отпечаток характерной местной культуры. январь-февраль - исламский Новый год Афганский календарь базируется на традиционном исламском лунном календаре, поэтому даты многих событий приблизительные. Многие праздники также не имеют четко установленной продолжительности и могут длиться от 2 до 10 дней в зависимости от региона страны. Следует учитывать, что все даты религиозных событий в исламском календаре начинаются с заходом солнца и длятся до следующего заката. Официальный выходной в стране - пятница, в этот день не работают большинство учреждений и магазинов (также они закрыты в дни национальных и религиозных праздников). МагазиныМагазины обычно работают с воскресенья по среду, с 08.00 до 12.00 и с 13.00 до 16.30, по четвергам - с 08.00 до 13.30, однако четкого графика в большинстве заведений просто нет. Со всех товаров в магазинах взимается правительственный налог в размере 5%. Цены четко обозначены только в крупных городских магазинах. На рынках и в частных лавочках все возможные налоги включены в стоимость товара. Торговаться можно всегда и везде, особенно на рынках и в частных заведениях. Устные соглашения имеют силу договора, поэтому никто никаких бумаг обычно не подписывает. БезопасностьНесмотря на непростую ситуацию с общей политической стабильностью в стране и постоянные стычки между многочисленными местными группировками, Афганистан является достаточно безопасной страной. В крупных городах на каждом углу представители сил Коалиции, местной армии и полиции, а в провинции порядок поддерживается отрядами местных общин, причем и те и другие достаточно жестко и бескомпромиссно выполняют свои функции (часто настолько жестко, что они могут представлять собой гораздо большую опасность, чем гипотетические террористы). Это касается и общей неприязни иностранного военного контингента к туристам, и стремления местных органов правопорядка всячески оградить туриста от "неприятностей", выливающееся обычно в политику "держать и не пущать". В этом случае следует обращаться сразу к офицерам органов правопорядка (легко различить по белым кокардам на головных уборах), которые гораздо терпимее и корректнее своих подчиненных. Естественные опасностиВ горных районах Гиндукуша и Паропамиза нередки разрушительные землетрясения. Опасные растения и животные АфганистанаОтдельную опасность представляют местная флора и фауна. По всей стране, особенно в её южных пустынных районах, немало ядовитых растений и опасных насекомых, поэтому при путешествии по Афганистану следует внимательно прислушиваться к советам проводников и местных жителей. Отдельную опасность представляют кровососущие насекомые - разносчики заболеваний - и пустынные мухи, практически круглый год встречающиеся на всей территории страны ниже 2000 метров. Кроме кровососущих пустынных, в огромном количестве присутствуют обычные мухи, роящиеся вокруг никем не убираемых свалок, которых по всей стране немалое количество. Солнечная активность в Афганистане
| |||
|