Индонезия
Индонезия
Молдова
Молдова
Белиз
Белиз
Египет
Египет
Барбадос
Барбадос
Гайана
Гайана
Бруней
Бруней
Макао
Макао
Гонконг
Гонконг
Кувейт
Кувейт
Свазиленд
Свазиленд
Швеция
Швеция
Сомали
Сомали
Гибралтар
Гибралтар

Страны мира

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Карта Афганистана:
Карта Афганистана
Увеличить карту...

Афганистан:
О стране
Информация о визе
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Все статьи


Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан

Ввод советских войск в Афганистан

После взятия Кабула

Основные военные действия

Захват Кабула

Традиции и обычаи афганцев. Часть 2

Традиции и обычаи афганцев. Часть 1

Начался научный этап изучения Афганской войны

Причины падения монархии в Афганистане

Афганистан и вторая мировая война

Пуштуны – «народ чести»

Захват движением Талибан Кабула

Формирование современного статуса Афганистана

Хазарейцы – потомки Чингис-хана

Зона племен

Афганистан » Памятка туриста



Обычаи и традиции Афганистана

Географическое положение Афганистана и его бурная история привели к смешению на этой земле огромного количества разных культур, языков и традиций, которые и составляют пестрое и часто очень запутанное культурное наследие этой страны. Единую для всей страны систему традиций выделить попросту невозможно - каждая народность или племенная группа имеют свой этикет, историю, систему ценностей, набор традиций и язык; едиными для всех являются лишь общеисламские ценности.

Афганцы обычно живут в больших семьях, возглавляемых старшим мужчиной рода. Браки (довольно ранние, кстати) обычно заключаются между членами одной племенной группы, причем с обязательного одобрения (или по предварительной договоренности) обеих семейств, из которых происходят молодожены. В пределах племенных групп наблюдается жесткая клановость, а сами племена входят в достаточно устойчивые племенные объединения, имеющие во многих случаях явные признаки большой автономии как от центральных властей, так и от других, даже родственных, племен. Несмотря на сложный этнический состав местного населения, межплеменные конфликты крайне редки (чаще всего все проблемы регулируются на уровне переговоров старейшин или советов племен), а общая обстановка вполне спокойная.

Афганское общество до сих пор является подавляюще сельским, причем сохраняется вековая клановая система, и часто ту или иную местность населяют представители одного народа или племенной группы (хотя немало и полукочевых племен). И мужчины и женщины традиционно носят длинные хлопковые юбки, мешковатые штаны, особые жилеты и обязательный головной убор (тюрбаны у мужчин часто являются символом принадлежности к той или иной племенной группе).

Афганские дома традиционно состоят из ряда комнат, окружающих прямоугольный внутренний двор, где женщины занимаются с детьми и готовят пищу. Отдельно выделяются мужская секция, для приема гостей дома и проведения переговоров, и "женская половина". Женатые сыновья часто живут в одном доме с родителями, хотя нередко имеют отдельные комнаты в одном из крыльев здания. В бедных горных кишлаках часто просто разделяют дом на открытую "мужскую" и закрытую "женскую" части, а все приемы проводят под навесом на улице или в большой мужской комнате. Часто гостей размещают на ночлег в одной большой комнате, вместе с хозяином или детьми - иных помещений в небогатых местных домах может просто не быть. Кочевые афганцы живут в палатках, организованных по тому же принципу, что и у любого другого кочевого народа Азии.

Афганские традиции налагают множество ограничений на поведение женщин. В большинстве племен мужчины имеют право решать, когда женщина может выйти из дома, когда она может предстать перед гостями или чем конкретно ей заниматься в данное время. Правительство "Талибан" ввело еще более строгие ограничения прав женщин, включая запрет на образование и занятие должностей. Однако с разгромом "Талибана" женщины были восстановлены в своих правах, хотя следует заметить, что во многих племенах радикальные нормы никогда и не соблюдались, а женщины пользовались достаточно широкими правами. Многие женщины носят "бурка", или "чаден" - афганский аналог паранджи, однако этот предмет гардероба совсем не обязателен, как во многих арабских странах, а является скорее элементом племенной идентификации (украшение таких накидок - отдельная ветвь местного декоративно-прикладного искусства, хотя по большей части они очень скромны) и защитой от пыли. Афганские женщины традиционно опускают взгляд при разговоре с мужчинами, этого же будут ожидать и от иностранки.

Многоженство официально разрешено, но в реальности распространено достаточно ограниченно. Общение женщины с чужими мужчинами практически невозможно, да и на улицу в большинстве случаев они выходят только в сопровождении одного из мужчин рода, поэтому не стоит пытаться заговаривать с ними, фотографировать и тем более прикасаться - это может быть расценено как серьезное оскорбление. Впрочем, туристки никаких ограничений на общение с местными дамами не испытывают, им даже позволено входить на женскую половину дома и свободно общаться с хозяйкой.

Подобно другим горным народам Азии, афганцы обладают сложным кодексом правил поведения, главенствуют среди которых понятия личной чести, социального статуса, репутации рода (или клана) и воинские заслуги. При этом каждый мужчина в пределах общины достаточно независим - афганское общество на удивление демократично и предоставляет своим членам немало свобод, причем оговоренных по большей части неписанными кодексами, чем какими-либо законами. Хотя "бунтарей и выскочек" здесь не любят - как бы ты ни был независим, без общины ты просто человек, а в пределах оной - член авторитетного и уважаемого сообщества. Племенная система является мощным политическим фактором в жизни всей страны, а временные или постоянные племенные объединения заменяют здесь политические партии. Согласно местным законам, каждый мужчина обязан встать на защиту интересов своего племени по приказу лидера или старейшины, поэтому такие мощные и прекрасно вооруженные племенные группировки являются еще и сдерживающим фактором в решении различных конфликтных вопросов.

Женщины в Афганистане women in afghanistanКодекс личного поведения здесь достаточно прост. Афганцы гостеприимны и очень добродушны к тем, кто не нарушает их обычаев и традиций, при этом, как отмечают многие туристы, они вполне снисходительны к чужим ошибкам и довольно равнодушны к различным политическим аспектам, не касающимся их лично. Приглашение в местный дом - большая честь для любого иностранца и её можно рассматривать как проявление большого уважения к гостю (впрочем, иного здесь и не будет: если не уважают - не пригласят даже в чайхану). Отказываться от приглашения или предлагать внести свою лепту (продовольствием или деньгами) в намечающийся банкет крайне рискованно - несмотря на свои финансовые возможности (часто крайне скудные) для гостя будет накрыт лучший стол и его игнорирование - тяжелое оскорбление для семьи. Однако благосклонно будут расценены небольшие презенты хозяевам дома - цветы, сладости, табак или небольшие сувениры (ни в коем случае не алкоголь!). Однако не стоит хвалить дом, детей, украшения, какие-то предметы интерьера или традиционное для местного мужчины богатство - оружие. Связано это с тем, что по местным поверьям следует подарить гостю любой предмет, который ему понравился, как бы важен он не был для самого хозяина. Во избежание недоразумений в этом вопросе здесь принято по три раза повторять свое предложение, касается ли это приглашения в гости или какого-либо подарка. Если похвала была сказана "для красного словца", есть возможность отказаться от сказанного, сохранив и честь хозяина (он предлагал, но гость отказался) и его имущество.

Из жестких местных "табу" следует строго учитывать лишь традиционные для многих стран исламского мира правила - нельзя проходить перед молящимся человеком, нельзя направлять подошвы ног на других людей (даже при посещении афганского дома или мечети, когда следует разуться, следует сложить обувь подошвой к подошве и положить в специально отведенное для этого место), не стоит принимать или подавать что-либо левой рукой (она используется для личной гигиены) и особенно - брать ею пищу, перед едой и после неё обязательно омовение рук, нельзя касаться головы человека (особенно ребенка, да и просто прикасаться к другим людям не рекомендуется), нельзя входить на женскую половину дома и так далее.

Отдельное внимание следует обращать на жестикуляцию - подобно многим жителям ближневосточных и арабских стран, афганцы используют в общении сложную систему жестов, при этом многие наши обыденные движения вполне могут оказаться оскорбительными по местным понятиям.

Афганские мужчины при встрече жмут руки (часто обе), обнимаются и целуют друг друга в щеку, однако следует учитывать, что это позволено только хорошо знакомым друг с другом людям. Прикасаться к представителям противоположного пола, а часто и просто обращаться к ним с приветствием, запрещено, а с незнакомцами лучше здороваться полупоклоном и прикладыванием правой руки к сердцу (впрочем, здесь многое зависит от традиций конкретной племенной группы).

Едят афганцы на полу (даже в большинстве ресторанов), на специально расстеленной клеенке или кошме, на которых раскладываются лепешки и расставляются блюда. Причем здесь вполне допустимо есть и из общего блюда (обычно одного на трех человек), и из индивидуальной посуды. Пища берется руками (только правой, хотя левой допустимо придерживать лепешку). Вместо ложки ("чамча") используется лепешка и нож, хотя ложки на столе обычно тоже имеются (ими обычно зачерпывают соус) или их приносят по первому требованию. Выбрасывать несъеденное, особенно хлеб, неприлично, поэтому все, даже крошки, собираются со стола (смахивать на пол их ни в коем случае нельзя!) и складываются в специальные емкости - затем они пойдут либо на корм скоту, либо в пользу неимущих. До и после еды обязательно подается чай, чаще всего зеленый, им же можно запивать пищу, хотя обычно для этого подается чистая вода. Сама последовательность подачи блюд зависит только от достатка хозяина и традиций племени. За едой следует хранить молчание - вести беседу можно только после прямого вопроса или указания хозяина дома либо самого старшего человека за столом. В любом случае, как и везде на Земле, разговор с набитым ртом вызовет только недоумение.

Афганцы - одни из самых курящих людей в Азии. "Дымить" здесь можно практически везде, лишь в мечетях и за столом это не принято, да и то не везде. Принять предлагаемую хозяином сигарету - один из знаков внимания и доверия.

Как и во многих других странах региона, вместо туалетной бумаги используется местный аналог биде или просто кувшин с водой. Все естественные надобности местные мужчины отправляют сидя. Купаться принято только в проточной воде, поэтому ванн практически нигде нет.

Особенности Национальной кухни Афганистана

Афганская кухня - одна из самых древних на планете. В повседневной жизни афганцы обходятся весьма скудным набором блюд - различные варианты плова и шашлыка, всевозможные густые супы, рис и макаронные изделия в сопровождении непременных лепешек "наан", сыра и чая.

Важное значение занимают молоко и молочные продукты. Однако, даже несмотря на многолетнюю войну и скудность ассортимента продуктов (природно-климатические условия большей части территории страны очень непросты для выращивания сельхозкультур), лучшие образцы местной кулинарии широко известны за пределами Афганистана.

Национальная еда

Наиболее типичное афганское блюдо - "шиш-кебаб", представляющее собой вид шашлыка с нанизанными на шампуры кусочками мяса, сала и овощей. Очень похожи на него "кофта-кебаб", или "кёфта-кебаб" (готовится из рубленого мяса с луком), "шами-кебаб" из рубленого мяса, смешанного с яйцом и овощным пюре, "морги-кебаб" (из мяса цыплёнка), "тас-кебаб" (обжаренная в кипящем масле говядина, затем отвариваемая в вине) и прочие "кебабы", однако при более пристальном рассмотрении все эти блюда очень значительно отличаются друг от друга, да и готовят их несколько иначе, чем в других странах Центральной Азии. Второе по значимости и распространению блюдо - плов, которого также насчитывают десятки видов, в том числе "кабли-пилав", или "кабули-пилав" (плов из риса и ягнятины с тонко нарезанной морковью и изюмом), а также "палау-е-шахи" (плов из риса, ягнятины, курдючного жира, изюма, фисташек и гвоздики). В плов может использоваться мясо птицы, говядина или бараньи ребрышки, а также различные овощи и множество специй.

Также популярны тушенная с овощами баранина, "корми-сабзи" (тушеная говядина или ягнятина со шпинатом, специями и овощным гарниром), "корма" (та же "корми-сабзи", только вместо шпината используется желтый горох "даул-нахуд"), "кофта", или "кёфта" (своеобразные мясные фрикадельки), "курма" (жаренное мясо птицы с луком и помидорами), тушеный в собственном соку ягненок "чаинаки", а также множество простых блюд из рубца и других субпродуктов с рисом. Обычно к плову и другим мясным блюдам подаются йогурт, сыр, соленые овощи "торши", острый соус, а также различные гарниры из мяса, зерновых, овощей или бобовых.

Столь же широкое распространение имеют супы, в первую очередь "шорба" ("шурпа") с рисом или "шорма" с овощами, жаренная в молоке речная рыба "шир-махи", всевозможные бульоны (мясо к ним подается отдельно), "мушава" - суп из бобовых и йогурта и прочие.

Афганская кухня "шиш-кебаб" afghan cookingРастительные блюда включают вездесущий "бурани" ("борани") из баклажана, лука и помидоров ("бурани-бонжан" - с йогуртом, "каду-бурани" - с тыквой и т. д.), "турши-бонжан" (соленый фаршированный баклажан), "бонжан-салат" (салат из баклажанов), "олва" (подобие обжаренной манной каши), "шер-бериндж" (рисовый пудинг), "ош" (лапша с бобовыми, мясом и йогуртом), "чатни-гашниз" (чатни с кориандром), "ош-пьози" (фаршированный лук), "оши-жур-роути" (рис с желтой фасолью), своеобразные пельмени "аштак" (наполняются овощами, мясом и луком), "манту" (клецки с мясом и луком, действительно похожи на манты), "самуси-йиракот" - (полукруглые пирожки с начинкой из овощей, мяса и сыра), а также простой отварной рис с различными приправами и отварной же или жареный картофель ("картофф-мумулай"). Специи очень разнообразны, начиная с традиционных карри или молотых косточек винограда, подаваемых к мясным блюдам, и заканчивая "хавайе" (смесь молотой кинзы, черного перца, тмина и куркумы) или соусом из черного перца, уксуса и масла.

Все блюда сопровождаются плоскими и длинными лепешками "наан", которые делают практически из любой попавшейся под руку муки (иногда в тесто добавляют картофель или лук), причем чаще их не пекут, а жарят на железной сковородке в глиняных печах или на раскаленных в очаге камнях.

На десерт подаются "фирни" (молочный пудинг с фисташками), десятки видов халвы, "бичак" (своеобразные пироги из тыквенного пюре с мясом, сыром и даже вареньем, подаются как горячими, так и холодными), печенье "гош-фил", сладкие пудинги, а также засахаренные орешки, овощи и фрукты. В стране выращиваются разнообразные местные плоды на десерт - сладчайшие дыни (особенно хороши мазари-шарифские и майманские), виноград, гранат (лучшие сорта - из Кандагара), яблоки, груши, абрикосы, апельсины (хороши джелалабадские), тут, сливы, а также грецкие орехи, фисташки и миндаль - любимые местные закуски.

Напитки

Национальным напитком, без сомнения, является чай ("чаи"), как черный, так и зеленый, который потребляется в неимоверных количествах. Обычно чай заваривается очень крепким и подается без сахара, в небольшом (на 2-3 чашки) металлическом чайнике.

Алкогольные напитки в этой исламской стране можно найти только импортные и только в заведениях, ориентированных на европейцев. Сами афганцы позволяют себе только особый слабоалкогольный напиток из сброженного молока наподобие кумыса.

Язык в Афганистане

Официальными языками Афганистана с 2004 года считаются дари (фарси-кабули, один из индоевропейских языков иранской группы), пушту, или пашто (один из восточно-иранских, или памирских, языков), и узбекский (язык тюркской группы).

На дари говорит около 50% населения, на пушту - 35%, на узбекском - около 15%. Однако в действительности на территории используется почти три десятка языков трех языковых групп. В северных провинциях (Балх, Фарьяб, Бадгис, Саманган, Бадахшан) компактно проживают народы тюркской группы, поэтому в повседневном общении чаще используется узбекский, вернее, его местный диалект, насыщенный заимствованиями из дари и пушту (используется латиница). В северных и центральных провинциях широко распространен дари, в восточных и юго-восточных районах - пушту (арабская графика с некоторыми местными элементами). Также в некоторых провинциях используются хинди, сикхский, хазарейский диалект дари, таджикский, туркменский и другие.

Фестивали, праздники и выходные дни в Афганистане

Один из самых важных праздников Афганистана - Навруз, или Наврус, отмечаемый в канун весеннего равноденствия. Это исламская адаптация древнего праздника весны, к нему готовятся специальные блюда из пшеницы и телятины, праздничный напиток "хафт-мева" из семи видов фруктов, а в некоторых районах даже подается вино. До правления "Талибан" в праздничные дни проводились массовые уличные празднества, в наши дни эта традиция еще только возрождается, а Навруз остается по большей части семейным или общинным праздником.

Праздники в Афганистане afghan holidayВ конце апреля тянется целая череда праздничных событий, связанных с Днем освобождения (18 апреля), Днем революции (27-28 апреля) и Днем труда (1 мая), когда проходит множество официальных церемоний, а каждая из общин страны проводит свои локальные праздничные мероприятия. Схожим образом отмечается самый важный национальный праздник - День независимости (19 августа, длится 3 дня), когда проходят многочисленные парады, красочные уличные карнавалы и танцевальные мероприятия, фейерверки, соревнования по бузкаши (национальный командный вид конного спорта) и прочие церемонии. В начале мая индуисты страны отмечают Весак (Байсак, первый день индуистского Нового года).

Однако самыми красочными и колоритными событиями страны являются четыре главных исламских праздника - Маулид-ан Наби (Маулид, день рождения Пророка), Ашура (день траура по имаму Хуссейну, внуку Мохаммеда), Ид аль-Ада (Эйд аль-Адха, праздник жертвоприношения, отмечает начало хаджа) и Ид аль-Фитр (Эйд аль-Фитр, окончание Рамадана). Каждый из этих праздников, отмечаемых в соответствии с лунным календарем, сопровождается огромным количеством традиционных церемоний, начиная с традиционных семейных или общинных пиров и заканчивая шумными уличными празднествами. Многие из этих праздников продолжаются по нескольку дней и в каждом из регионов страны несут на себе отпечаток характерной местной культуры.

январь-февраль - исламский Новый год
январь-февраль - Ашура (день траура по имаму Хуссейну, внуку Мохаммеда)
21 марта - Навруз (персидский Новый год)
март-апрель - Маулид-ан Наби (Маулид, день рождения Пророка)
18 апреля - День освобождения
28 апреля - День революции, или День победы исламских наций
1 мая - День труда
19 августа - День независимости
октябрь - Лейлат-уль-Кадр (священная Ночь всемогущества, или Ночь предопределения)
октябрь-ноябрь - Ид аль-Фитр (Эйд аль-Фитр, окончание Рамадана)
декабрь-январь - Ид аль-Ада (Эйд аль-Адха, праздник жертвоприношения).

Афганский календарь базируется на традиционном исламском лунном календаре, поэтому даты многих событий приблизительные. Многие праздники также не имеют четко установленной продолжительности и могут длиться от 2 до 10 дней в зависимости от региона страны.

Следует учитывать, что все даты религиозных событий в исламском календаре начинаются с заходом солнца и длятся до следующего заката.

Официальный выходной в стране - пятница, в этот день не работают большинство учреждений и магазинов (также они закрыты в дни национальных и религиозных праздников).

Магазины

Магазины обычно работают с воскресенья по среду, с 08.00 до 12.00 и с 13.00 до 16.30, по четвергам - с 08.00 до 13.30, однако четкого графика в большинстве заведений просто нет. Со всех товаров в магазинах взимается правительственный налог в размере 5%. Цены четко обозначены только в крупных городских магазинах. На рынках и в частных лавочках все возможные налоги включены в стоимость товара. Торговаться можно всегда и везде, особенно на рынках и в частных заведениях. Устные соглашения имеют силу договора, поэтому никто никаких бумаг обычно не подписывает.

Безопасность

Несмотря на непростую ситуацию с общей политической стабильностью в стране и постоянные стычки между многочисленными местными группировками, Афганистан является достаточно безопасной страной. В крупных городах на каждом углу представители сил Коалиции, местной армии и полиции, а в провинции порядок поддерживается отрядами местных общин, причем и те и другие достаточно жестко и бескомпромиссно выполняют свои функции (часто настолько жестко, что они могут представлять собой гораздо большую опасность, чем гипотетические террористы). Это касается и общей неприязни иностранного военного контингента к туристам, и стремления местных органов правопорядка всячески оградить туриста от "неприятностей", выливающееся обычно в политику "держать и не пущать". В этом случае следует обращаться сразу к офицерам органов правопорядка (легко различить по белым кокардам на головных уборах), которые гораздо терпимее и корректнее своих подчиненных.

Отдельную проблему представляет попытка многих местных жителей откровенно "подзаработать" на иностранцах, увеличивая цену на все что угодно при виде такового в разы. Обычно это касается журналистов и представителей международных гуманитарных организаций, которых афганцы откровенно обирают, поэтому при наличии такта и умения говорить проблему эту довольно легко обойти - к обычным туристам отношение здесь совсем иное - дружелюбное и заинтересованное, независимо от национальности.

АфганистанМногие западные издания усиленно продвигают тезис, что в Афганистане крайне высока угроза похищения и убийства иностранцев, особенно вне Кабула, однако бесстрастная статистика утверждает, что здесь это случается не чаще, чем в Пакистане или северных районах Индии. При соблюдении местных обычаев и банальных приемов обеспечения личной безопасности путешествовать по Афганистану ничуть не сложнее, чем по любой другой стране региона.

Главная опасность - мины и неразорвавшиеся боеприпасы, которых в местной земле неимоверное количество. Города и крупные населенные пункты тщательно проверены саперами, а многие посещаемые места разминированы, однако развалины и их окрестности часто буквально нашпигованы "молчаливой смертью". Расчищенные участки обычно обозначаются рядами белых камней или флажков, опасные - красных. Однако многие и многие сотни километров обочин, полей, ущелий и перевалов до сих пор таят в себе тонны взрывчатки, поэтому отходить от проложенных троп можно только в сопровождении хорошо знающего местность проводника. Однако и они не являются твердой гарантией безопасности - противоборствующие группировки часто выставляют заряды на уже разминированных участках. Особенно их много по обочинам дорог вокруг крупных военных баз, вокруг подбитой или разбитой боевой техники и на горных серпантинах. Не стоит поднимать с земли показавшиеся интересными предметы - многие из них могут оказаться минами-ловушками или их элементами.

Особое внимание следует обращать на безопасность женщин. Им рекомендуется появляться на улицах только в сопровождении мужчины, носить скромную одежду, максимально закрывающую тело (брюки или длинные юбки) и покрывать голову платком. Не стоит садиться в незнакомые машины (даже к ооновцам!) и принимать предложения незнакомцев посетить магазин или лавку - все это только в сопровождении мужчин, и только в дневное время.

Естественные опасности

В горных районах Гиндукуша и Паропамиза нередки разрушительные землетрясения.

Пыль и сажа - еще одна серьезная проблема в большинстве регионов страны, включая главные города. Причем она попадает в воздух как с поверхности местных дорог, в большинстве своем представляющих собой обычные грунтовки, с выхлопами многочисленных дизельных двигателей и электрогенераторов, так и приносится в огромном количестве из пустынь Регистана. В горных районах эта проблема несколько ниже, но и там рекомендуется использовать повязки-респираторы, поскольку местная пыль на 2/3 состоит из минеральных частиц и может нанести достаточно существенный вред здоровью.

Опасные растения и животные Афганистана

Отдельную опасность представляют местная флора и фауна. По всей стране, особенно в её южных пустынных районах, немало ядовитых растений и опасных насекомых, поэтому при путешествии по Афганистану следует внимательно прислушиваться к советам проводников и местных жителей.

Отдельную опасность представляют кровососущие насекомые - разносчики заболеваний - и пустынные мухи, практически круглый год встречающиеся на всей территории страны ниже 2000 метров. Кроме кровососущих пустынных, в огромном количестве присутствуют обычные мухи, роящиеся вокруг никем не убираемых свалок, которых по всей стране немалое количество.

Солнечная активность в Афганистане

Солнечная активность SunПоскольку климат жаркий, а солнечное излучение агрессивно, необходимо предпринимать повышенные меры безопасности против солнечной радиации, теплового поражения и обезвоживания.

Рекомендуется иметь при себе солнцезащитные средства (в том числе, хорошие очки со стеклянными фильтрами), головные уборы и легкую хлопковую одежду, закрывающую все тело (однако не стоит везти сюда наши "афганки" - и не поймут, и защитные свойства такой одежды сильно преувеличены).

Также не следует упускать из виду проблему наличия крепкой обуви, способной перенести местные дороги. Сами афганцы ходят буквально "кто в чем", однако непривычному к местным реалиям путешественнику потребуется беречь ноги как от острых обломков и щебня, так и от грибковых заболеваний.

Законы и традиции

Не рекомендуется приближаться к военным базам и их периметрам, а тем более - фотографировать военные объекты и представителей сил правопорядка. Также не стоит доставать фотоаппарат в мечетях, в районах крупных стратегических объектов (аэропорты, мосты и т. д.) или пытаться сфотографировать местных женщин (мужчины, если у них спросить на то разрешения, фотографируются с удовольствием).

Доступ в мечети и на территорию некоторых мазаров для женщин закрыт, но всегда можно спросить совета у местных жителей на предмет уместности посещения таких объектов - в некоторых северных районах это не возбраняется, особенно, опять же, в сопровождении мужчины.

Медицина в Афганистане

Медицинская система страны крайне отсталая и ограниченная. Построенные при шахе и режиме Наджибуллы больницы сильно повреждены или разрушены в ходе событий последних лет, лишь в Кабуле и других городах есть более-менее современные клиники. Афганистан испытывает серьезную нехватку медперсонала, медикаментов, лекарств и больничных коек. Международные гуманитарные группы работают в некоторых городах и деревнях, но их сил явно недостаточно.

Поставки медикаментов ограничены лишь каналами международных гуманитарных организаций и военной помощью со стороны стран Коалиции, поэтому лекарства в дефиците и недешевы. Рекомендуется ввозить собой весь необходимый набор медикаментов для критических ситуаций, особенно антисептики, средства от расстройств желудка, перевязочные материалы и средства от давления (даже здоровые люди в местных горных условиях испытывают проблемы с сердцем).

При обращении к докторам и в больницы потребуется немедленная оплата наличными. Как ни странно, госпитали Красного Креста и других международных гуманитарных организаций крайне неохотно работают с туристами.

Настоятельно рекомендуется полная медицинская страховка международного образца, покрывающая аварийную эвакуацию из страны воздушным путем.

Необходимые и рекомендуемые прививки

Необходимые и рекомендуемые прививкиВсем пассажирам, прибывающим в страну из районов распространения желтой лихорадки, требуется свидетельство о вакцинации против этого заболевания (исключение составляют транзитные пассажиры, не покидающие аэропорт). В то же время такая прививка рекомендуется всем путешественникам, собирающимся посетить провинциальные районы Афганистана, даже если вспышек болезни в них не отмечено.

Рекомендована профилактика против дифтерии, гепатита В и Е, холеры, туберкулеза, бешенства, менингококкового энцефалита, столбняка и тифа. Риск заражения малярией (P.vivax - на севере и P.falciparum - на юге страны) существует во всех регионах, лежащих на высотах ниже 2000 метров, в период с мая по ноябрь.

Санитария и гигиена

Вся вода должна расцениваться как потенциально загрязненная и непригодная для питья. Водопровод есть только в больших городах, но работает он нерегулярно, а качество воды в нем далеко даже от наших стандартов. Канализация также почти повсеместно отсутствует. В провинции существует серьезная проблема чистой воды, многие муниципальные источники, скважины и колодцы загрязнены в не меньшей степени, чем местные реки и "кяризы" (искусственные подземные водотоки). В то же время в горных районах немало родников и рек, вода из которых совершенно безопасна для здоровья.

Молоко и молочные продукты не пастеризуются и должны подвергаться обязательной термической обработке. Мясо и рыба должны употребляться только после предварительной тепловой обработки, предпочтительно горячими. Овощи и фрукты должны быть тщательно вымыты (рекомендуется ошпаривать кипятком) и очищены от кожуры.

Топонимы

Ориентирование в афганских населенных пунктах крайне затруднительно - даже в Кабуле практически нигде нет нумерации домов и табличек с названиями улиц. Довольно много путаницы вносит ориентация в местной топонимике. Многие названия, привычные нашему уху, здесь могут звучать совершенно иначе, к тому же города и поселки за последние 30 лет неоднократно переименовывались. К этому следует прибавить и разницу в произношении многих топонимов на пушту или дари, особенно в районах совместного проживания разных племен, а также разницу (и путаницу!) в написании многих объектов по-английски (дорожные знаки с английскими обозначениями в изобилии встречаются в центральных регионах страны). Даже широкоизвестные культовые объекты могут иметь по нескольку вариантов названия и написания.

Электричество

ЭлектричествоНапряжение в электросети 220 В, 50 Гц, однако в провинции нередки сильные скачки напряжений, часто оно устойчиво держится в районе 150 В. Многие дома и целые улицы снабжаются энергией от мобильных электростанций, часто самодельных или снятых с подбитой военной техники, поэтому в отдаленных районах понятия стабильной подачи электроэнергии попросту не существует.

Используются три типа розеток - старый британский стандарт BS-546 (треугольный или пятиугольный разъем с двумя тонкими и одним толстым круглыми штырьками, аналог Type D), более новый британский стандарт BS-1363 (Type C) и европейский стандарт Schukostecker или Schuko (CEE 7/4, Type F), хотя все еще встречаются розетки старого советского образца.

Чаевые

Чаевые не приняты - оплата услуг, если таковая присутствует, обычно включена в счет.

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU