![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Афганистан: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан Ввод советских войск в Афганистан После взятия Кабула Основные военные действия Захват Кабула Традиции и обычаи афганцев. Часть 2 Традиции и обычаи афганцев. Часть 1 Начался научный этап изучения Афганской войны Причины падения монархии в Афганистане Афганистан и вторая мировая война Пуштуны – «народ чести» Захват движением Талибан Кабула Формирование современного статуса Афганистана Хазарейцы – потомки Чингис-хана Зона племен |
Захват Кабула вызвал потрясение во всей системе национальной безопасности ННГ Центральной Азии. Существование буферных объединений на территории Афганистана было одним из ключевых факторов ее стабильности. Соответственно, контроль “правительства Афганистана” Раббани над столицей страны Кабулом занимал ведущее место в стабильности и неизменности системы буферных образований, ограждающих ННГ Центральной Азии от возможного негативного влияния с юга. 4 октября 1996 года в столице Казахстана г. Алматы состоялась чрезвычайная встреча лидеров ННГ Центральной Азии, за исключением президента Туркменистана Ниязова, имевшего особое мнение относительно успехов талибов, и премьер-министра России Черномырдина. Победа талибов представляла прямую угрозу сложившейся системе региональной безопасности ННГ Центральной Азии и геополитическим интересам России в регионе. Характер этой угрозы лишний раз подчеркивался уровнем встречи в Алматы. Главная угроза, которая стояла перед ННГ Центральной Азии, в связи с соседством с зоной афганского конфликта, заключалась в потенциально возможной дестабилизации государственных структур этих стран в период формирования системы собственных интересов и приоритетов в процессе государственного строительства после распада СССР. Угроза приобрела зримые очертания в ходе развития кризиса в одном из новых независимых государств Центральной Азии - Таджикистане. При ликвидации последствий этого кризиса произошло оформление основных принципов действующей системы безопасности ННГ Центральной Азии. Впоследствии, важным элементом системы безопасности стали буферные псевдогосударственные объединения на территории Афганистана.
Необходимо иметь в виду, что в 1992 году вопрос о формировании самостоятельных политических и социально-экономических систем новых независимых государств, образовавшихся в пространстве Центральной Азии вследствие распада СССР и ухода России из региона, находился на начальной стадии разрешения. Поэтому формирование единой системы безопасности на основе сохранения системной целостности в пределах границ бывшего СССР для ННГ Центральной Азии было вполне естественным и актуальным. Это имело прямое отношение к вопросу об обеспечении преемственности власти новыми управляющими элитами ННГ Центральной Азии в качестве непременного условия сохранения стабильности государства и общества. По мере завершения процессов государственного строительства, в ННГ Центральной Азии, равно как и в новой России, происходило формирование собственных системных интересов, базирующихся в первую очередь на проблемах и задачах экономического развития. Наиболее отчетливо новые тенденции проявились в Туркменистане. Полная зависимость экономики страны от газовой отрасли, сразу после получения независимости предопределила тесные связи Ашхабада с Россией, контролирующей единственный путь транспортировки туркменского газа на мировые рынки. В июле 1992 года Ашхабад подписал соглашение о совместном командовании с Россией вооруженными силами, оставшимися на территории Туркменистана после распада СССР. По условиям соглашения из 60 тысяч солдат и офицеров бывшей советской армии 15 тысяч (авиация и система ПВО) находились под прямым управлением из Москвы, остальные под совместным командованием. Другое соглашение, достигнутое в августе 1992 год а, обеспечивало присутствие российских пограничных войск на пятилетний переходный период (с возможностью автоматического продления еще на 5 лет), в течение этого срока они должны были оказать помощь в создании туркменских пограничных войск. Таким образом, система безопасности Туркменистана из всех ННГ Центральной Азии была в наибольшей степени связана с Россией. Со временем, для Ашхабада стал большим разочарованием тот факт, что российская компания Газпром, владелец всех российских газовых сетей, отказалась допустить туркменский газ на ликвидные рынки Западной Европы, предложив взамен проблемные рынки Украины и Закавказья. Поэтому, для Туркменистана проблема открытия транспортных коридоров к мировым рынкам носила очень конкретный характер.
| |||||||||
|