Грузия
Грузия
Мексика
Мексика
Суринам
Суринам
Уругвай
Уругвай
Таиланд
Таиланд
Иран
Иран
Белиз
Белиз
Венесуэла
Венесуэла
Испания
Испания
Тунис
Тунис
Камбоджа
Камбоджа
Гибралтар
Гибралтар
Йемен
Йемен
Нигер
Нигер

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Афганистан:

О стране
Информация о визе
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Все статьи


Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан

Ввод советских войск в Афганистан

После взятия Кабула

Основные военные действия

Захват Кабула

Традиции и обычаи афганцев. Часть 2

Традиции и обычаи афганцев. Часть 1

Начался научный этап изучения Афганской войны

Причины падения монархии в Афганистане

Афганистан и вторая мировая война

Пуштуны – «народ чести»

Захват движением Талибан Кабула

Формирование современного статуса Афганистана

Хазарейцы – потомки Чингис-хана

Зона племен


Афганистан - Захват движением Талибан Кабула

Захват движением Талибан Кабула

  

Подраздел: Cтатьи об Афганистане | Афганистан
Страницы: 12

Очередное усиление движения Талибан произошло осенью 1996 года. 12 сентября 1996 года талибы взяли Джелалабад, последний город контролируемый оппозиционными талибам пуштунскими полевыми командирами, а 24 сентября столицу Афганистана Кабул.

Несомненно, что новый всплеск военной активности движения Талибан осенью 1996 года означал новый этап в развитии главной геополитической задачи официального Исламабада - в открытии транспортных коридоров в регион Центральной Азии. На первый взгляд, ситуация, сложившаяся вокруг Афганистана к лету 1996 года была наиболее оптимальной для всех заинтересованных сторон. Выход талибов на границы с Туркменистаном, давал возможность приступить к реализации планов строительства газопровода из этой центральноазиатской страны в направлении Пакистана. Прорабатывались также проекты строительства железнодорожных и автомобильных путей сообщения между Центральной Азией и Пакистаном. Территории, контролируемые афганскими военно-политическими группировками, оппозиционными движению Талибан, оставались в стороне от основных транспортных артерий. В то же время их автономность являлась важным элементом системы безопасности Центральной Азии. Ряд группировок, таких как движение генерала Дустума и правительство Рабб ани, играли роль буфера, который ограждал ННГ Центральной Азии от возможного негативного влияния извне.

ТалибанС другой стороны, по мере развития ситуации стало очевидно, что открытие коридора в направлении от Пакистана к Туркменистану является половинчатым решением. Без решения афганской проблемы в комплексе, масштабные инвестиции в реализацию коммуникационных проектов в Афганистане в принципе невозможны. Так, только затраты на строительство газопровода, планируемые американской компанией “Юнокал”, от г. Мары в Туркменистане до места назначения близ г. Мултан в Пакистане, потребуют 1,9 млрд. долл., а с ответвлением до Северной Индии, 2.5 млрд. долларов.

Следовательно, успехи движения Талибан в 1994-95 гг. в целом не приблизили Пакистан к решению главной геополитической задачи - открытия действующего коридора в регион Центральной Азии.

Кроме того, в этот период заметно активизировались усилия конкурентов Пакистана на открытие транспортных коридоров из региона Центральной Азии. Самым угрожающим для планов Исламабада было открытие транспортного сообщения по маршруту Великого шелкового пути. Оно стало возможным после открытия “в мае 1996 года железнодорожной линии Мешхед-Серахс-Теджен протяженностью 320 км. Благодаря ее строительству оказались связанными системы железных дорог стран Западной и Центральной Азии и Китая. Использование новой трансконтинентальной магистрали сулит весомые выгоды центральноазиатским республикам - ускорение и удешевление транспортировки их грузов в район Персидского залива и в Европу”. Для Пакистана это означало потерю стратегической инициативы. С помощью реализации ряда крупных транспортных проектов Иран стал открыто перехватывать инициативу у Пакистана в открытии транспортных коридоров в регион Центральной Азии. “По иранским подсчет ам, дорога из Средней Азии к портам Персидского залива через территорию Ирана, ежегодно в состоянии пропускать до 1 млн. пассажиров и около 10 млн. тонн грузов, а в перспективе до 30 млн. тонн”. Невозможность быстрой реализации планов строительства газопровода из Туркменистана в Пакистан из-за ситуации в Афганистане также создавала угрозу того, что Тегеран сможет предложить Ашхабаду более выгодный вариант строительства газопровода через иранскую территорию.

Проблема для Пакистана осложнялась и тем, что за период 1994-96 гг. так и не было найдено способов мирного урегулирования в Афганистане. Движение Талибан и противостоящие ему военно-политические группировки находились на неприемлемых друг для друга позициях. Соответственно, сохранялось неизменным состояние перманентной войны, которое реально делало невозможным открытие транспортных коридоров в Центральную Азию. У Пакистана не было никаких проблем в отношениях с ННГ Центральной Азии. Однако, до тех пор, пока сохранялась дефрагментация Афганистана и состояние войны в этой стране, развитие отношений Пакистана и Центральной Азии носили характер весьма отдаленной перспективы. Дополнительные сложности для Исламабада создавало и то, что ННГ Центральной Азии, при всей готовности идти навстречу выгодным экономическим предложениям Пакистана, объективно не были готовы в 1996 году отказаться от существующей системы безопасности, составной частью которой было существование буферных объединений на территории Северного Афганистана. Следовательно, внутриафганские противоречия все более отчетливо становились главным препятствием на пути открытия транспортных коридоров между Центральной Азией и Пакистаном.

 Страницы: 12

С этой статьей об Афганистане также читали:

  Гюльчатай, открой личико, или Краткая история афганской паранджи

  О роли пуштунов в Афганистане

  «Зеленый налог» на загрязнение

  Поездка в Панджшер

  Война, не завершившаяся миром

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU