Ангола
Ангола
Иран
Иран
Палестина
Палестина
Аргентина
Аргентина
Сальвадор
Сальвадор
Гондурас
Гондурас
Колумбия
Колумбия
Ниуэ
Ниуэ
Турция
Турция
Доминика
Доминика
Йемен
Йемен
ОАЭ
ОАЭ
Пакистан
Пакистан
Гамбия
Гамбия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Христианство  в Самарканде

Христианство в Самарканде

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 1

В 431 году, на Эфесском соборе христиан в Византии случился скандал - христианство несторианского толка было объявлено ересью. Напомним, что несториане - последователи константинопольского патриарха Нестория (начало V века) - говорили о божественной сущности Христа, но считали, что Мария, его мать, родила не Бога, а человека, в тело которого вселился Бог - за что и были преданы анефеме.

Несториане и другая группа христиан, вытолкнутая по разного рода причинам за пределы Римской Империи и называемая себя "Церковью Востока", двинулись на восток - в Иран, Сирию, Палестину. Знакомя местное население со своими взглядами, христиане-беженцы из Византии, предлагали местному населению нечто свежее и более простое. Влияние их скоро выросло до такой степени, что рядом с иранским шахом по одну руку сидел зороастрийский жрец, а по другую - христианский каталикос. Правящие круги, жречество это восприняли, естественно, как вызов и им удалось убедить шаха, что христиане ставят своей целью разрушить традиционную культуру Ирана. В результате, в VI веке христиане были вынуждены покинуть Иран и, так как обратно в Византию дороги им не было, им оставалось только одно направление - по Шёлковому Пути, дальше на восток.

Древний Согд (Согдиана), центром которой являлся Самарканд, встретил христиан гостеприимно. Здесь помнили апостола Фому и его учеников, проходивших через Согд в Индию. Кроме того, культура согдийцев была устроена таким образом, что они не мешали людям исповедовать ту конфессию, которую каждый хотел исповедовать. Так, например, в Ургуте (поселении в 40 километрах от современного Самарканда) одновременно находились христианский монастырь, зороастрийский храм Джар-тепа и буддийский монастырь.

Таким образом, возникшая в Самарканде христианская метрополия действовала открыто и никто не чинил ей препятствий. Уже к середине Х века, христианский монастырь в Ургуте разросся настолько, что арабский географ Абу Мухаммад Касым ибн Хаукаль описывает его, как большой монастырь, владеющий земельными наделами, недвижимостью и всеми видами собственности.

Именно, благодаря согдийцам, христианство достигает Ферганы, Семиречья, Восточного Туркестана вплоть до Монголии, Кашмира и Тибета. До нас дошли согдийско-христианские письменные памятники - переводы Нового Завета, гомилий, агиографические сочинения.

Практически отсутствуют сведения о жизни и положении христиан в Туркестане в период с X по XIII вв. Известно лишь, что нашествие монгол в XIII в. снова уравняло положение всех религий в регионе, поскольку монголы, относящиеся с одинаковым уважением ко всем религиям, одинаково освободили мусульманское, христианское и буддийское духовенство от всяких податей и повинностей. Кроме того, считается, что у христианства даже был некий перевес, поскольку этой веры придерживалось в Монголии сильное племя кераитов.

Однако, существует мнение, что именно в этот период христианская община в Ургуте понесла крупные потери. В среде, в которой одновременно развивалось несколько религий, неизбежно развилась конкуренция за умы людей. Персидский историк XIII века Джуэ-Джани приводит историю (более нигде не подкреплённую), что однажды один самаркандский христианин решил сменить религию и принял ислам. Христиане пожаловались монгольскому начальнику города, что мусульмане совращают в свою веру их детей; начальник принял сторону христиан, велел призвать к себе новообращенного юношу и хотел заставить его отказаться от ислама, но юноша остался тверд, и за это поплатился жизнью. Мусульмане обратились с жалобой к золотоордынскому хану Беркаю (брату Батыя), мусульманину. Беркай заступился за своих единоверцев и велел наказать всех христиан, участвовавших в этом деле, приведшем к гибели человека.

При Тимуре, христиане продолжают чувствовать себя комфортно. Руи де Клавихо, посол Кастилии ко двору Тимура в начале 15 века, сообщает, что Тимур собирает в Самарканде представителей различных религиозных конфессий. По другим источникам, один из сыновей Тимура был назначен ответственным за нужды и дела христиан внутри страны и связям с христианскими странами.

Во время археологических исследований на площади Регистан в Самарканде было обнаружено несколько могил, в которых захоронены несториане. В 1986 году, в Пастдаргоме (Самаркандская область) археологи обнаружили и изучили труп, захороненный в деревянном гробу в одежде и с доспехами, с золотым крестом. В настоящее время найдены и проводится исследование останков того самого христианского храма в Ургуте, о котором шла речь выше.

На некоторое время, развитие христианства в Согде приостановит былые тенденции, но с завоеванием Средней Азии Царской Россией, в регионе будет наблюдаться развитие православного христианства, будут построены новые храмы. Под конец 1916 года, была учреждена Ташкентская епархия, как первенствующая Православная кафедра в Среднеазиатских пределах,

В период пропаганды атеизма в Советстком Союзе, епархия (1937-1944) будет упразднена, существующие христианские храмы будут закрыты; использоваться не по назначению. После развала Союза, Узбекистан объявил себя светским государством и все существующие религиозные конфессии снова получили равное положение.

В Самарканде, ныне функционируют 4 православных церкви, 1 собор католического прихода и молельные дома различных христианских течений:

 Страницы: 1

Перепубликация с www.e-samarkand.narod.ru


С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Святыни Ислама в Узбекистане

  Арнасайский заповедник

  Охрана ландшафтов и памятников природы

  Голубая керамика Узбекистана

  Чор-Минор: прекрасный символ единства мира

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU