|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Огромные территории песчаных пустынь Центральной Азии в наши дни остаются пространством, где древние легенды господствуют над мировоззрением современного человека. Цивилизация здесь не смогла до конца одолеть дикую природу и многовековой уклад жизни кочевников. Бессточная котловина Аякагытма,затерявшаяся в недрах песков Кызылкума, на сотни километров отстоит от густонаселенных оазисов Бухары и Самарканда с их знаменитыми памятниками тысячелетней истории и культуры. Но паломники продолжают пробираться через сыпучие барханы и солончаковые пустоши к безлюдным холмам у обрыва известнякового плато, чтобы поклониться святилищу Хазор Hyp — Тысяча Лучей — и посетить места, связанные с памятью о легендарном герое-мученике Малике Аждархо, Хазрате Али и дочери пророка Мухаммада Фатиме. Ближайший населенный пункт на пути к священным местам — районный центр Шафиркан в Бухарской области Узбекистана. Неподалеку от этого городка в IV-VII веках стояла древняя крепость Варданзи, по преданию основанная царем Шапуром из персидской династии Сасанидов, проложившим через пески оросительный канал Шапуркам, от чего местность превратилась в цветущий край. Накануне арабского завоевания Согдиана освободилась от владычества Сасанидских правителей, превратившись в конгломерат мелких, но сильных и независимых княжеств. Вардан-худдаты успешно соперничали во власти с государями богатых купеческих городов Пайкента, Рамитана и Нумиджкента, подчинив себе северную часть Бухарского оазиса. Однако постоянные распри, интриги и междоусобица местных князей помогли новым завоевателям. В первом десятилетии VIII века при халифе Абду аль Малике войска эмира Кутейбы ибн Муслима, посланные наместником Хорасана, сравняли с землей Пайкент и Варданзи, а Нумиджкент, с тех пор названный Бухарой, сделали опорным пунктом своей экспансии в Центральной Азии. В отличие от Ближнего Востока, где мусульманская религия утвердилась сравнительно быстро и легко, арабские завоевания и миссионерские усилия Халифата в междуречье Амударьи и Сырдарьи продолжались еще целое столетие. Причем с переменным успехом и немалыми жертвами, от чего победивший в итоге в Мовароуннахре ислам приобрел немало легенд о мужественных воителях, самоотверженных проповедниках и мучениках за веру. Из-за разрушения древней оросительной системы во время жестоких войн окрестности Варданзи надолго превратились в заброшенную окраину, на которую повели наступление подвижные пески. Сегодня древняя крепость представляет собой голый холм на границе хлопковых полей и пустыни. Современный Шафиркан, населенный тремя тысячами жителей, славится виноградниками, шелковыми сюзане и разведением каракулевых овец. Впадина Аякагытма, занимающая площадь около 600 квадратных километров, не самая большая и глубокая в Кызылкуме. Абсолютная минимальная высота в ней достигает 133 метров над уровнем моря. Ближе к восточному краю солончаки переходят в поверхность соленого озера, издревле питавшегося грунтовыми водами и дождевыми потоками. Прежде берега водоема были покрыты, как льдом, соляной коркой, под которой скрывалась жидкокристаллическая грязевая трясина, непролазная и таящая гибель для людей и животных. Поэтому, как предупреждение караванщикам и пастухам верблюжьих стад, местность получила название Аякагытма, что с казахского языка приблизительно можно перевести, как «не наступай». Зимой в песках очень холодно, а с начала мая по конец сентября стоит невыносимый зной. На берегу озера есть целый аул в тридцать две семьи, населенный, в основном, казахами. Жители котловины занимаются разведением верблюдов, коз и овец. Держат и небольшие табуны лошадей, свободно пасущихся на пустынных просторах. Ловят рыбу, хотя в озере ее не много. Поселение состоит из одинаковых квадратных одноэтажных домиков советской постройки, вытянутых в одну линию вдоль берега. Никаких деревьев. Только рощица саксаула рядом с верблюжьим загоном. Питьевую воду сюда завозят в цистернах по единственной автомобильной дороге из Навоийской области. Весной большинство населения покидает аул, чтобы жить на цветущих просторах в войлочных юртах. Наверное, можно сказать, что для кого-то из местных жителей, по самому факту его рождения здесь, котловина оказалась в прямом смысле ловушкой судьбы. Хотя впереди нас ждала встреча с человеком, воспринимающим свою жизнь в этих местах как благостное знамение, ниспосланное ему Всевышним.
| |||||||||
|