|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
От мавзолея Саманидов мы на машине приехали к старой части города. Далее нам следовало идти пешком, чтобы увидеть красоту древних кварталов. Нужно отметить, что до начала завоевания Россией Средней Азии, в Бухаре насчитывалось 360 кварталов. Фактически, кварталы – это территориально-кастовая градация жителей, причем по узкой трудовой специализации. В Средневековой Европе подобные типы быта и жизни назывались цеховыми гильдиями. Так, в одном квартале жили и работали сундучники, в другом – гончарщики, в третьем – портные, в четвертом – менялы, в пятом – оружейники, в шестом – седельщики (которые делали седла для верховой езды на лошадях), в седьмом – арбакеши (возницы). Были также кварталы «мурдашэён» – обмывальщиков мертвецов, кварталы гадальщиков и знахарей и многих других занятных сословий. Причем в каждом квартале была своя мечеть. Мы очутились возле «Пои Колон» – «подножья Великого», огромного архитектурного ансамбля, состоящего из нескольких величественных сооружений. Основной из них - Минарет, построенный в начале XII века. Это огромная башня из жженого кирпича высотой 47 метров, а ее фундамент уходит в землю на 10 метров. Минарет строился для призыва бухарцев на молитву, а затем служил в качестве маяка для многих караванов. Отсюда также наблюдали за продвижением неприятеля, появлявшегося из ближайших окрестностей. В соседнем здании – мечети «Мир-Араб» в одном из куполов зияло отверстие. Современные реставраторы не поняли ее значение и замуровали, а ведь древние архитекторы не спроста ее сделали. Под куполом нагнетался холодный воздух, который нагревался от стен купола, и таким образом формировалась своеобразная линза. Через нее можно было детально увидеть орнаменты рядом стоящего Минарета. Нужно признаться, его размеры нас поразили. Видимо, поэтому для Эмира Бухарского был отстроен отдельный павильон – «Ротонда», в которой он бы не сливался с толпой. Глава государства редко молился здесь – у него была своя дворцовая мечеть. Но по особым дням он появлялся и совершал религиозные обряды наряду с простыми смертными. Третий объект «Пои Колон» – это медресе «Мир Араб» (что означает «князь-араб»), воздвигнутый XV веке. Первый камень заложили по приказу Шейха Абдуллы Йеменского, который прибыл в Бухару по приглашению эмира из династии Шейбанихидов. Тот был почитателем этого мудрого и просвещенного человека и к его приезду преподнес ему богатые дары. Шейх Абдулла отказался их принять, и вместо этого попросил на эти деньги лучше построить медресе, где бухарцы могли бы набирать мудростей, познавать основы мироздания и чтить Аллаха. В первые годы Советской власти медресе закрыли, но в 1947 году по указу Иосифа Сталина он стал действовать. Причем это было единственное учебное заведение, где готовились работники культа для Средней Азии и Казахстана. Получив среднее духовное образование, выпускники могли продолжить учебу уже в высших теологических университетах Востока, например, в Каире.
Перепубликация с www.worlds.ru
| |||||||||
|