Тайвань
Тайвань
Катар
Катар
ОАЭ
ОАЭ
Швеция
Швеция
Словакия
Словакия
Литва
Литва
Австралия
Австралия
Ватикан
Ватикан
Науру
Науру
Барбадос
Барбадос
Свазиленд
Свазиленд
Ливан
Ливан
Мексика
Мексика
Словения
Словения

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Музей киноискусства Узбекистана

Музей киноискусства Узбекистана

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 1

Мало кому известно сейчас, что первый киносеанс в Ташкенте состоялся в 1897 году. История киноискусства Узбекистана, как и вся история мирового кино, начиналась с кинодокументалистики. На рубеже ХIХ – ХХ веков хивинец Худойберган Деванов, заинтересовавшись новым видом искусства, на собственные сбережения купил одну из первых кинокамер «Патэ», и затем стал показывать изумленным землякам архитектурные достопримечательности Хивы с экрана.

С живописного портрета кинооператора Худойбергана Деванова, начинается экспозиция музея киноискусства Узбекистана. Родоначальник узбекского кино изображен со старинной кинокамерой на коленях.

В центре экспозиции – раритетная афиша известного фильма «Тахир и Зухра» режиссера Наби ГаниеваЗначительный архив этого музея, насчитывающий сегодня около 30 тысяч единиц, был основан в 70-е годы. Начало ему положили добровольные пожертвования подвижников – ценителей узбекского кинематографа.

Большой вклад в собрание киноархива сделал народный художник Узбекистана Рузы Чарыев. Это он призвал всех художников, занимавшихся кинодеятельностью, подарить свои эскизы к фильмам архивному фонду. Сам он написал групповой портрет деятелей кино, который и стал ключевым экспонатом в экспозиции нового музея.

Дизайнерское решение экспозиции принадлежит известному художнику Узбекистана Бобуру Исмаилову. Ее открывает архивная киноаппаратура – осветительные приборы и кинокамеры разных марок, с которыми работали деятели кино Узбекистана в последние десятилетия. Но основные экспонаты – конечно же, черно-белые фотографии, поскольку в них запечатлены исторические мгновения развития киноискусства республики.

Художественным средством выразительности в решении музейной экспозиции Бобур Исмаилов выбрал изображение киноленты с перфорациями, которая «обвивает» все витрины. На кадрах из фильмов – художественных, документальных, короткометражных – построены все стенды экспозиции. Динамику им придают несколько мониторов, на которых демонстрируются отреставрированные старые киноленты.

У посетителей музея особую эмоциональную реакцию вызывает раздел посвященный немому кино Узбекистана. Задержаться у этого стенда зрителей заставляет монитор, на котором демонстрируется восстановленный немой узбекский фильм «Вторая жена», снятый в 1935 году. Отдельный стенд посвящен документальному кино республики.

Только в музее киноискусства Узбекистана можно воочию увидеть золотистую Нику – премию Академии кино России. Ею был награжден в 1991 году в номинации «Честь и достоинство» выдающийся кинодокументалист республики Малик Каюмов. Его творчеству отведено особое место на стендах экспозиции.

В центре экспозиции – раритетная афиша известного фильма «Тахир и Зухра» режиссера Наби Ганиева. Он представляет интерес с одной стороны, как пример яркого творчества кинохудожников республики, с другой – как наглядное свидетельство славной истории узбекского киноискусства. Ведь не случайно этот фильм, как знаковый, включен в «золотой фонд» ЮНЕСКО.

В экспозиции представлены и другие фильмы, на которых сегодня учатся будущие режиссеры и операторы республики – «Очарован тобой», «Об этом говорит вся махалля», «Нежность» и другие.

Наиболее ярко выглядит витрина, посвященная анимационному кино. Здесь представлены рисованные и игрушечные герои мультипликационных фильмов, снятых художниками и режиссерами Узбекистана.

Украшением музейной экспозиции стали костюмы к фильму «Амир Темур». Особенно привлекает зрительское внимание костюм жены сахибкирана – Биби-ханым, выполненный из ярко-красной ткани. Он стал композиционным и цветовым акцентом вводного зала экспозиции. Завершается экспозиция музея изображением кинопленки, свернутой в рулон. Этот символический образ говорит о том, что у киноискусства Узбекистана еще все впереди.

Гульсара Бабаджанова

 Страницы: 1

Перепубликация с touruz.com


С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Резьба по дереву

  Улугбек: астроном и шахид

  Всемирное наследие Великого шелкового пути

  Кува

  Сокровища Улугбека

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU