Вьетнам
Вьетнам
Мьянма
Мьянма
Исландия
Исландия
Венгрия
Венгрия
Лесото
Лесото
Монголия
Монголия
Гаити
Гаити
Беларусь
Беларусь
Ангилья
Ангилья
Кувейт
Кувейт
Парагвай
Парагвай
Япония
Япония
Израиль
Израиль
Финляндия
Финляндия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Узбекские ковры

Узбекские ковры

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 123

"Ковер согревает душу и радует глаз" - эта поговорка как нельзя лучше выражает значение искусства ковроделия для узбеков"Ковер согревает душу и радует глаз" - эта поговорка как нельзя лучше выражает значение искусства ковроделия для узбеков. Пожалуй, не найдется в Узбекистане такого дома, где бы не было ковра или паласа. По традиции, которая сложилась еще в древности, ковровые изделия всегда были важной частью убранства жилища, часто заменяя мебель. Коврами устилали пол, украшали стены и всегда ценили не только их функциональные свойства, но и художественные достоинства.

Ковроделие в Узбекистане известно с самых незапамятных времен, а виды ковров настолько разнообразны, что трудно найти в мире регион, где одинаково популярны не были бы и кошма, и палас и ворсовый ковер.

Пожалуй, самым древним видом ковровых покрытий была кошма. Это изобретение кочевых народов и сегодня служит пастухам на горных и степных пастбищах, где кошмой покрывают юрты, застилают пол, так как, по поверью, на нее никогда не заползет змея или ядовитый паук-каракурт. Производством кошмы занимаются в основном женщины.

Промытую и взбитую овечью или верблюжью шерсть спрыскивают водой и расстилают ровным слоем на циновку из тростника или на другую, готовую кошму. Заготовку сворачивают в большой рулон, перевязывают веревкой и несколько женщин одновременно катают его ногами, подбрасывают и бьют. Через некоторое время рулон разворачивают, смачивают свалявшийся войлок водой, навивают на деревянный круглый брус и снова продолжают валять до готовности.

Самыми ценными считаются плотные белые кошмы, но выделывают также и серые и цветные. В Хорезме, Каракалпакстане, Сурхандарье и Ферганской долине делают полихромные кошмы, украшенные несложным орнаментом.

Когда возникло искусство ковроткачеств, трудно определить. Видимо тогда, когда женщины научились из шерсти овец прясть нити. А каменные прясла в Узбекистане были найдены археологами в раскопах жилищ полукочевых племен, относящихся к эпохе энеолита. В наше время в некоторых сельских районах женщины используют каменные или деревянные веретена с похожими пряслицами. На них можно спрясть довольно толстую грубоватую пряжу, из которой в Нуратинском межгорье, Джизаке и Андижане ткут длинноворсовые ковры-джульхирсы, похожие на шкуру медведя. Плотность ткачества джульхирсов невелика, зато поверхность их мягкая и пушистая, а архаичный орнамент напоминает об их древнем происхождении. Центральное поле ковра часто занято продольными полосами, в которых вытканы повторяющиеся узоры, а кайма в виде цепочки ромбов и треугольников подчеркивает геометрическую стройность рисунка.

Оригинальные длинноворсовые ковры-джульхирсы с нарядным радостным колоритом и сегодня составляют славу самаркандских мастериц. Андижанские джульхирсы отличаются тем, что центральное поле их занимают крестообразные узоры, в кайме преобладает мотив волны, а цветовое решение построено на контрасте синего и красного.

Лучшими всегда считались бухарские паласыФабричная пряжа или шерсть домашнего прядения, окрашенная самими женщинами, идет на изготовление безворсовых ковров-паласов. Нередко паласы ткут из хлопчатобумажных нитей. Техника паласного ткачества чрезвычайно разнообразна. Гладкая поверхность их образуется переплетением нитей основы и утка. В различных регионах страны паласы отличаются фактурой, орнаментом и колоритом. Для ткачества паласов женщины используют примитивные узконавойные станки, такие же на каких тысячи лет назад ткали женщины степных племен. Ширина паласной ткани, снятой с такого станка, не превышает сорока-пятидесяти сантиметров. Узкие паласные ленты с чередующимися яркими малиновыми, желтыми, черными и зелеными полосами сшиваются, и создается палас практически любого размера. Из паласной ткани шьют дорожки, сумки, переметные сумы-хурджуны для перевозки грузов на верблюдах или лошадях.

Лучшими всегда считались бухарские паласы. Их ткут больших размеров на широконавойных станках, с крупным простым рисунком белого, красного и желтого цвета. В Сурхандарье мастерицы выделывают паласы в сложной технике "гажари" и "терма" с геометрическим орнаментом на двухцветной основе. Там же выделывают паласы "афгани" из полноценной шерстяной пряжи. В Узбекистане ценятся также очень декоративные паласы "араби". Они ткутся в так называемой "зазорной" технике. Их выразительный крупный узор построен на контрасте ярких и белых пятен. Особенно нарядны свадебные паласы "бешкашта".

 Страницы: 123

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Новая Бухара

  Подpобности о стpане

  Когда сурнай звучит – значит, радость в дом стучит

  Регистан

  Наманган

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU