|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
"Ковер согревает душу и радует глаз" - эта поговорка как нельзя лучше выражает значение искусства ковроделия для узбеков. Пожалуй, не найдется в Узбекистане такого дома, где бы не было ковра или паласа. По традиции, которая сложилась еще в древности, ковровые изделия всегда были важной частью убранства жилища, часто заменяя мебель. Коврами устилали пол, украшали стены и всегда ценили не только их функциональные свойства, но и художественные достоинства. Ковроделие в Узбекистане известно с самых незапамятных времен, а виды ковров настолько разнообразны, что трудно найти в мире регион, где одинаково популярны не были бы и кошма, и палас и ворсовый ковер. Пожалуй, самым древним видом ковровых покрытий была кошма. Это изобретение кочевых народов и сегодня служит пастухам на горных и степных пастбищах, где кошмой покрывают юрты, застилают пол, так как, по поверью, на нее никогда не заползет змея или ядовитый паук-каракурт. Производством кошмы занимаются в основном женщины. Промытую и взбитую овечью или верблюжью шерсть спрыскивают водой и расстилают ровным слоем на циновку из тростника или на другую, готовую кошму. Заготовку сворачивают в большой рулон, перевязывают веревкой и несколько женщин одновременно катают его ногами, подбрасывают и бьют. Через некоторое время рулон разворачивают, смачивают свалявшийся войлок водой, навивают на деревянный круглый брус и снова продолжают валять до готовности. Самыми ценными считаются плотные белые кошмы, но выделывают также и серые и цветные. В Хорезме, Каракалпакстане, Сурхандарье и Ферганской долине делают полихромные кошмы, украшенные несложным орнаментом. Когда возникло искусство ковроткачеств, трудно определить. Видимо тогда, когда женщины научились из шерсти овец прясть нити. А каменные прясла в Узбекистане были найдены археологами в раскопах жилищ полукочевых племен, относящихся к эпохе энеолита. В наше время в некоторых сельских районах женщины используют каменные или деревянные веретена с похожими пряслицами. На них можно спрясть довольно толстую грубоватую пряжу, из которой в Нуратинском межгорье, Джизаке и Андижане ткут длинноворсовые ковры-джульхирсы, похожие на шкуру медведя. Плотность ткачества джульхирсов невелика, зато поверхность их мягкая и пушистая, а архаичный орнамент напоминает об их древнем происхождении. Центральное поле ковра часто занято продольными полосами, в которых вытканы повторяющиеся узоры, а кайма в виде цепочки ромбов и треугольников подчеркивает геометрическую стройность рисунка. Оригинальные длинноворсовые ковры-джульхирсы с нарядным радостным колоритом и сегодня составляют славу самаркандских мастериц. Андижанские джульхирсы отличаются тем, что центральное поле их занимают крестообразные узоры, в кайме преобладает мотив волны, а цветовое решение построено на контрасте синего и красного. Фабричная пряжа или шерсть домашнего прядения, окрашенная самими женщинами, идет на изготовление безворсовых ковров-паласов. Нередко паласы ткут из хлопчатобумажных нитей. Техника паласного ткачества чрезвычайно разнообразна. Гладкая поверхность их образуется переплетением нитей основы и утка. В различных регионах страны паласы отличаются фактурой, орнаментом и колоритом. Для ткачества паласов женщины используют примитивные узконавойные станки, такие же на каких тысячи лет назад ткали женщины степных племен. Ширина паласной ткани, снятой с такого станка, не превышает сорока-пятидесяти сантиметров. Узкие паласные ленты с чередующимися яркими малиновыми, желтыми, черными и зелеными полосами сшиваются, и создается палас практически любого размера. Из паласной ткани шьют дорожки, сумки, переметные сумы-хурджуны для перевозки грузов на верблюдах или лошадях. Лучшими всегда считались бухарские паласы. Их ткут больших размеров на широконавойных станках, с крупным простым рисунком белого, красного и желтого цвета. В Сурхандарье мастерицы выделывают паласы в сложной технике "гажари" и "терма" с геометрическим орнаментом на двухцветной основе. Там же выделывают паласы "афгани" из полноценной шерстяной пряжи. В Узбекистане ценятся также очень декоративные паласы "араби". Они ткутся в так называемой "зазорной" технике. Их выразительный крупный узор построен на контрасте ярких и белых пятен. Особенно нарядны свадебные паласы "бешкашта".
| |||||||||
|