Финляндия
Финляндия
Свазиленд
Свазиленд
Ватикан
Ватикан
Бутан
Бутан
Парагвай
Парагвай
Мозамбик
Мозамбик
Маврикий
Маврикий
Малайзия
Малайзия
Болгария
Болгария
Польша
Польша
Гватемала
Гватемала
Перу
Перу
Румыния
Румыния
Вануату
Вануату

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Музыкальные инструменты Узбекистана

Музыкальные инструменты Узбекистана

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Над городом, перекрывая уличный шум, раздаются трубные призывные звуки карнаяНад городом, перекрывая уличный шум, раздаются трубные призывные звуки карная. Люди спешат, услышав это приглашение на торжество - на свадьбу в махалле, на праздник, а может быть на открытие выставки.

 Все знают, что карнай - один из самых старинных узбекских музыкальных инструментов, но мало кто помнит, что в средние века это был военный сигнальный инструмент. На одной из миниатюр 1430 года к рукописи Фирдоуси "Шахнаме" изображена битва, во время которой в одних рядах с воинами идут барабанщики и музыканты, трубящие в длинные карнаи.

Длина этого духового мундштучного инструмента без клапанов и вентилей может доходить до трех метров, его цилиндрический корпус с раструбом на конце делают из латуни или меди.

Подойдя ближе, начинаем различать дробный ритм дойры и затейливую мелодию сурная. Корпус сурная с широким раструбом искусно выточен из цельного куска абрикосового или тутового дерева, а его металлический штифт изготовлен из серебра. Музыканты одеты в национальные халаты-чапаны, опоясанные платками-белбог, на головах чустские тюбетейки.

История музыкальных инструментов Узбекистана необычайно богата и разнообразна. Пожалуй, самыми древними музыкальными инструментами, дошедшими до наших дней почти без изменений, можно назвать простейшие ударные инструменты, игрой на которых предки современных узбеков сопровождали танцы и песни. Это и неудивительно, ведь важной составляющей узбекской музыкальной культуры является ритм.

Один из древнейших инструментов - кайрок представляет собой две пары плоских шлифованных камней. Под аккомпанемент этих своеобразных кастаньет исполняются старинные хивинские мужские пляски. Другой, почти вышедший из употребления, ударный инструмент - кошик изготавливался из древесины тутовника, абрикоса или арчи и напоминал две пары ложек. Любопытно, что и сегодня в долинах Сурхандарьи женщины сопровождают свои пляски постукиванием изукрашенных деревянных ложек.

Еще один этнографический музыкальный инструмент - занг - в виде браслетов с бубенчиками из латуни или меди надевают на запястья рук и щиколотки танцовщицы, исполняющие древний согдийский танец-пантомиму "занг".

Конечно, самым главным, любимым ударным инструментом у узбеков всегда была дойра. Одна сторона деревянного обруча диаметром до пятидесяти сантиметров затянута кожаной мембраной, а на другой закреплено шестьдесят металлических колечек. Музыкант пальцами обеих рук выбивает дробь по туго натянутой коже, одновременно встряхивая дойру и сопровождая четкие звонкие удары мелодичным звоном. В руках виртуозов-дойристов, исполняющих усуль - ритмическое сопровождение танцев и пения, дойра может издавать нежные, как ветерок звуки, или греметь, как весенний гром. Ну, а если собрались подруги на девичник и затеяли танцы, а дойры нет, то годятся и такие импровизированные инструменты, как металлическое блюдо-лаган или поднос, или кепчик для веяния зерна, на которых можно мастерски выбивать ритм, как на дойре.

Дойра и нагора - ударные инструментыЦимбалы - древнейшие из известных в мире струнных ударных музыкальных инструментов, очевидно, стали в средние века прообразом старинного узбекского чанга. На деревянном корпусе в форме трапеции натянуты сорок две треххордные стальные струны, а волнующие звенящие звуки музыканты извлекают, ударяя по струнам двумя тростниковыми или бамбуковыми палочками.

Археологические находки настенных росписей и терракотовых статуэток в раскопах городища Афрасиаб близ Самарканда, в античном Хорезме и в Сурхандарье свидетельствуют о распространении в эпоху эллинизма в Согдиане и Бактрии таких инструментов, как лютня, двойная флейта-авлос, кифара. А на знаменитом фризе I-II века из Айртама, что в двадцати километрах от Термеза, неизвестный художник, живший при дворе вельможи Кушанского царя, изобразил музыкантов, играющих на арфе, флейте, четырехструнной лютне, кимвалах и двухстороннем барабане, напоминающем узбекский национальный барабан рез-нагора.

По Великому шелковому пути, основные маршруты которого пролегали по территории современного Узбекистана, двигались не только торговые караваны, но и на протяжении многих столетий распространялись культурные достижения народов Востока и Запада. Уже в начале нашей эры музыкальная культура и музыкальные инструменты из Западного края, как тогда называли Центральную Азию, пользовались большой популярностью в Китае. Там изучали согдийские ноты, приглашали музыкантов с их необычными инструментами.

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Религиозные святыни Узбекистана

  Каракулеводство

  Десять вещей, которые надо сделать в Бухаре

  Медресе в Хивах

  Улугбек: астроном и шахид

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU