|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Электроакустические гитары по низким ценам от ведущих мировых производителей, с доставкой по РФ. Узбекистан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Очевидно, из Персии в раннем средневековье в Согд попал деревянный духовой инструмент зурна с семью игровыми отверстиями, известный в Узбекистане как сурнай. Этот же инструмент был завезен музыкантами из Чача в Китай и получил там распространение под названием сона. В Хиве издавна существует инструмент буламон, внешне похожий на сурнай. Однако, в отличие от конического канала сурная, воздушный канал буламона - цилиндрический, а в верхний его конец вставляется тростниковая трубочка с надрезанным язычком. Но самый любимый народный духовой инструмент - флейта-най. Звук его, таинственный и нежный, можно сравнить с журчанием горного ручья. В миниатюрах начала XVI века к "Бобур-наме", поэтической автобиографии узбекского государственного деятеля, поэта и ученого Захириддина Бобура из династии Темуридов, можно найти изображения дойры и арфы, сурная и ная, трехструнного бухарского танбура и двойного барабана кош-нагора, представляющего собой два обожженных глиняных горшка-резонатора, широкие открытые горловины которых затянуты кожаной мембраной. В X-XI веках в Узбекистане необычайную популярность приобрел древний арабский струнный щипковый инструмент уд - модифицированная лютня. Детальное описание этого инструмента, обладающего большим глубоким резонатором, покрытым тонкой декой с маленькими отверстиями, и с короткой шейкой грифа можно встретить в средневековых рукописях, посвященных вопросам теории музыки. Наравне с удом, одним из самых излюбленных инструментов в Узбекистане более тысячи лет остается рубаб, имеющий две парных и одну дополнительную струну. Его небольшой куполообразный резонатор с кожаной мембраной увенчан изящным длинным грифом. Играют на рубабе, ударяя по струнам специальной пластиной-плектром. Во времена Абу Али Ибн Сино (Авиценны) рубаб считался инструментом влюбленных. Другой, известный с давних времен старинный инструмент, тамбур имеет три металлические струны и длинную шейку. Глубокий, завораживающий звук музыкант извлекает плектром, надетым на указательный палец. Пожалуй, самый распространенный щипковый музыкальный инструмент - это дутар, с большим грушевидным корпусом, двумя струнами и грифом, на котором расположено четырнадцать навязанных ладов, позволяющих исполнять на дутаре многоголосные мелодии. В середине тридцатых годов ХХ века в Узбекистане было сконструировано целое семейство оркестровых дутаров. Многие ученые считают Центральную Азию родиной смычковых струнных инструментов, среди которых такие распространенные у азиатских народов, как сато и кобуз. Но самым древним смычковым инструментом, появившемся на узбекской земле, был гиджак, круглый корпус которого, затянутый кожаной мембраной, традиционно изготавливали из кокосового ореха. Звук гиджака напоминает скрипку, а играют на нем, установив вертикально на колене, с помощью особого смычка-камона. Замечательным исполнителем на гиджаке был известный узбекский музыкант и композитор середины ХХ века Тохтасын Джалилов, собиратель музыкального фольклора, создавший на основе народных мелодий множество оркестровых произведений. Именем Т.Джалилова назван Узбекский Государственный оркестр народных инструментов, в состав которого входят более полутора десятков видов музыкальных инструментов, известных с древних времен. Крупнейшие города Узбекистана - Бухара, Хива, Самарканд издавна славились мастерами изготовления музыкальных инструментов. В историю национальной музыки вошли имена мастеров, работавших в XIX - XX веках, таких как усто Умарали и Ташбай Султанов из Ташкента и его ученик Усман Зуфаров, усто Муминбек и усто Хайдар из Коканда. Инструменты, сработанные их руками, давно нашли свое место в музейных экспозициях и частных коллекциях. Их традиции продолжают современные мастера - Б.Алимов, братья Мирзаевы. Уникальные инструменты, выполненные знаменитыми мастерами, можно узнать не только по исключительному тембру звучания, но и по изысканной форме корпуса, любовной отделке тонкой орнаментальной резьбой по драгоценному дереву, инкрустацией из кости и перламутра. Звуки старинных узбекских инструментов рождают волнующую таинственную музыку Востока.
Перепубликация с www.sairamtour.com
Японский сад в центре Ташкента | |||||||||
|