Тайвань
Тайвань
Швейцария
Швейцария
Йемен
Йемен
Хорватия
Хорватия
Сальвадор
Сальвадор
Бельгия
Бельгия
Кипр
Кипр
Мальдивы
Мальдивы
Вьетнам
Вьетнам
Канада
Канада
Майотта
Майотта
Судан
Судан
Гваделупа
Гваделупа
Андорра
Андорра

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Узбекский резной ганч

Узбекский резной ганч

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 123

Поскольку в XVIII - XIX веках мастера-ганчкоры в основном занимались строительством и оформлением жилых помещений, они выработали определенные каноны построения панно из ганча, основанные на конструктивных особенностях жилого каркасного строительства, бытовавшего на протяжение нескольких столетий в Узбекистане, и широко распространенного членения стены на простенки и ниши. Традиционно плоскость стены разбивается на три элемента: панель, панно и завершающий стену и объединяющий всю композицию бордюр "рута". Вертикальные прямоугольные панно "дахана" располагаются обычно с вписанными в них контурами медальонов, стрельчатых или фигурных арок, иногда с резными фестонами в верхней части. Порой в таких арках и медальонах выполняется орнаментальная роспись. Их дополняет внизу или наверху маленькое горизонтальное панно "лали". В верхнем маленьком панно часто размещают надпись - "китеба". Панно и бордюр обрамляются узкой рамкой "занджира", оформленной геометрическим орнаментом, для которого используется трехгранная бесфоновая резьба.

Узбекский резной ганч

Как правило, кроме мастера-ганчкора в оформлении интерьера здания участвуют его ученики, причем каждый выполняет определенную операцию, которой лучше всего владеет. Ганч - вяжущий материал, получаемый из кремневидной породы, содержащей гипс и глины. Ганч проходит сложную обработку, важнейшими процессами которой являются обжиг, очистка, измельчение в порошок. После замешивания его в определенных пропорциях с водой и добавления растительного клея, ганч превращается в пластичную, быстро схватывающуюся массу.

На сырую ганчевую штукатурку накладывается шаблон "ахта" с наколотым контуром орнаментом, и с помощью измельченного древесного угля наносятся очертания узора. По сырой ганчевой штукатурке режут металлическими резцами, прорезая сначала контур, затем углубляя фон и отделывая рельеф. Самым сложным этапом резьбы считается отделка рельефа - "пардоз". Лучшие мастера владеют десятком разновидностей отделки, от которых зависит зрительный эффект орнамента. Древнейший способ "пах пардоз" имеет косые срезы боковых плоскостей неглубокого орнамента. Такая резьба не дает светотени и довольно маловыразительна, поэтому мастера часто, применяя "пах пардоз", подкрашивают фон, оттеняя узор. Один из самых распространенных видов обработки поверхности резьбы "чока пардоз" - прорезной пардоз, при котором боковые края элементов орнамента срезаются перпендикулярно к фону, а на поверхности каждого элемента - побега, листа, розетки вырезается широкий сверху и суживающийся книзу желобок. С помощью другой разновидности отделки - "лула пардоз" элементы рельефа растительного орнамента округляются, принимая заоваленную форму. Лишь в начале ХХ века появляется самый изысканный "табака пардоз". В этом случае лепестки с округленными краями ганчевых цветков и розеток находят друг на друга в несколько слоев, создавая игру светотени, придающую орнаменту необычайную рельефность и выразительность. Этим же способом обрабатывают элементы побегов растений, придавая поверхности трапецевидную или овальную форму с желобком посередине.

К концу пятидесятых годов прошлого века замечательные традиции резьбы по ганчу были почти утрачены. И лишь через два десятилетия началось возрождение этого уникального вида искусства. Большая заслуга в этом принадлежала замечательному ташкентскому потомственному ганчкору усто Махмуду Усманову, который отстаивал традиционные виды художественного оформления в современной архитектуре. В молодые годы он прошел отличную школу резьбы по ганчу, когда вместе с отцом усто Усманом под руководством великого усто Ширина Мурадова, участвовал в оформлении театра имени Алишера Навои. Он овладел практически всем диапазоном технических приемов. Орнаментальные композиции, сочетающие стили "гирих" и "ислими", как правило, Махмуд Усманов выполнял в сложной технике двухслойной резьбы. Его произведения украшают интерьеры более ста зданий в Ташкенте, Карши, Термезе, Москве, Сочи, Кисловодске, Ялте. Резьбу Усмана Махмудова можно увидеть в холлах Государственного музея искусств Узбекистана и в Музее истории, в Центральном выставочном зале и Институте искусствознания. Учениками усто Махмуда считают себя около двухсот высококлассных резчиков по ганчу. Продолжатель династии Махмудовых, сын мастера Мирвохид Усманов оформил великолепной резьбой концертный зал "Туркестон". Один из самых талантливых учеников Усманова Зияутдин Юсупов украсил вестибюль издательского корпуса Духовного управления мусульман Узбекистана, выполнив тончайший орнамент на поверхности зеленого стекла. Декор из резного ганча прекрасно вписывается как в помещения строящихся мечетей, так и в современные интерьеры общественных зданий и офисов крупных компаний.

Безграничное богатство творческого наследия узбекского народа и непрерывная связь времен находит подтверждение в таинстве древних орнаментов из белоснежного ганча.

 Страницы: 123

Перепубликация с www.sairamtour.com


С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Башни, устремленные к небу

  Аль-Фараби

  Красоты Коканда

  Вначале была глина

  Зороастризм в Узбекистане

© 2004—2019 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU