Австралия
Австралия
Венесуэла
Венесуэла
Танзания
Танзания
Филиппины
Филиппины
Турция
Турция
Либерия
Либерия
Зимбабве
Зимбабве
Мали
Мали
Кения
Кения
Лаос
Лаос
Франция
Франция
Гвинея
Гвинея
Габон
Габон
Намибия
Намибия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Узбекский резной ганч

Узбекский резной ганч

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 123

Театр оперы и балета им.Алишера НавоиНа площади в самом центре Ташкента, столицы Узбекистана, в окружении цветников и фонтанов стоит здание Академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои, сооруженное в середине ХХ века известным русским архитектором академиком А.В.Щусевым. В облике театра причудливым образом сочетаются классические европейские строительные приемы и национальные традиции узбекского зодчества. Интерьеры театра, в оформлении которых принимали участие лучшие народные мастера-ганчкоры, стали своеобразной галереей искусства резьбы по ганчу. В отделке театра представлены архитектурно-художественные школы, на протяжении многих веков сложившиеся в различных регионах Узбекистана.

Используя древние орнаменты и традиционные приемы разбивки плоскости стен, усто Ташпулат Арсланкулов выполнил в высоком рельефе, построенном на игре светотени, резьбу в торжественно-праздничном "ташкентском" зале. Его рисунок с мотивами цветов и стеблей отличается свободой линий и живостью изображения. В "хивинском" зале хорезмские мастера под руководством усто Абдуллы Болтаева простые геометрические фигуры "гириха" и розеток использовали в сочетании с затейливым переплетением спиралей растительных побегов. Потолок они оформили характерными для хивинской резьбы по ганчу фигурными медальонами "турундж". С большим мастерством выполнена четкая резьба сложных мелких орнаментов.

Самаркандский мастер-ганчкор Кули Джалилов отделал плафоны потолка резными девятиконечными звездами и сталактитовыми куполками, а карниз, венчающий стены, украсил сталактитами "ироки". В ажурных панно на стенах "самаркандского" зала он применил двухслойную резьбу в стиле "ислими". В "ферганском" зале, посвященном искусству мастеров Маргилана, Коканда и Андижана, орнаментальные композиции, разработанные Махмудом Наркузиевым, и выполненные в традиционной ферганской технике отливки из ганча, поражают необычайной пластичностью и разнообразием.

Для "термезского" зала были использованы мотивы и приемы резьбы по ганчу, созданной неизвестными мастерами в XII веке и украшавшей дворец правителя Термеза. Усто Исмат Нигматов выполнил в старинной манере панно с композицией из крупных побегов и листьев, заполненных мелкой резьбой в два плана.

Более двух лет усто Ширин Мурадов со своими учениками работал над оформлением "бухарского" зала. Стиль бухарской школы резьбы по ганчу, ярким представителем которой был этот знаменитый бухарский ганчкор, поражает художественной целостностью и гармоничностью. Растительно-цветочный узор, заключенный в геометрические рамки и фигурные арки, заполняет большие панно, бордюры, сталактиты. Ажурные орнаментальные композиции располагаются и на поверхности зеркал. Одну из стен зала покрывает легкая сетка сложного геометрического орнамента, на другой - "гирих" из фигурных звезд и шестиугольников.

Узбекский резной ганч ( оперный театр)Потомственный бухарский ганчкор усто Ширин Мурадов был не только хранителем старых орнаментальных традиций, но и создателем новых направлений. Благодаря его неиссякаемой творческой энергии и фантазии, высочайшему мастерству резчика, это старинное ремесло достигло высот настоящего искусства. Неоценима его заслуга в возрождении монументального стиля резьбы по ганчу. Ведь история узбекского резного ганча сложилась так, что возникшее еще в III - IV веке это искусство оставило потомкам образцы рельефного архитектурного декора во дворцах согдийских правителей на городище Топрак-кала и в Варахше, а орнаментальный стиль резьбы по ганчу получил большое распространение в раннем средневековье. Однако, начиная с XIV века, в монументальной архитектуре ганч был вытеснен керамической мозаикой и росписью и остался, в основном как принадлежность оформления жилых помещений.

Однако, в начале XX века молодой, но уже известный мастер Ширин Мурадов был привлечен бухарским эмиром к постройке его загородного дворца Ситораи-Махи-Хоса, где им был создан "Белый зал", прославивший ганчкора далеко за пределами родного города. Усто Ширин нашел неординарное решение декорирования зала торжественных приемов - ажурным узором были покрыты зеркальные стены, арочные перекрытия и потолки. Эффектность и легкость разнообразных узоров подчеркивалась виртуозностью их исполнения. Художественный прием резьбы по ганчу на зеркальной поверхности применяют и по сей день лишь мастера очень высокого класса. На счету Ширина Мурадова несколько сооружений, оформленных резьбой, и каждое сделало бы имя любого творца бессмертным.

 Страницы: 123

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Легенда красоты

  Абу-л-Касим Фирдоуси

  Прощай, СССР!

  Музей киноискусства Узбекистана

  Резьба по дереву

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU