|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Усто Ширин Мурадов щедро делился опытом и знаниями с молодыми мастерами. Его ученики и ученики его учеников по сей день продолжают славные традиции узбекской резьбы по ганчу. Обучение у мастера-усто продолжается 10 - 12 лет, иногда дольше. Ученики постигают все тонкости ремесла, начиная от заточки инструментов и приготовления раствора, до разнообразных приемов резьбы и отделки узора. Особое внимание мастер отводит изучению старинных орнаментов и традиционных элементов. Большое внимание уделяется обучению прикладной геометрии, расчетам и построениям гириха и объемных сталактитов. Чтобы получить статус мастера, ученик должен выдержать испытание. По заданию старейших резчиков он должен самостоятельно полностью оформить жилой дом или выполнить резной декор в общественном здании. Лишь после обсуждения и одобрения работы советом мастеров, молодой ганчист получает право также называться мастером. Надо заметить, что опытные мастера-ганчкоры, как в старину, так и в наше время славятся не только искусством составления и резьбы орнамента, но и умением планировки архитектурной композиции, конструирования и выполнения сводов и куполов разных систем, включая сложнейшие сталактиты. У них необычайно развито чувство построения декора и наполнения его выразительностью и образностью. В узбекском орнаментальном искусстве узоры разделяются на растительные и геометрические. Геометрические орнаменты "гирих" применяются в резьбе по ганчу, в орнаментальной росписи и в резьбе по дереву. Они весьма сложные по построению и имеют вид звездчатых фигур, расположенных на осях треугольников, квадратов и многоугольников. Гирихи часто представляются как связанные друг с другом элементы, переплетенные одной, двумя или тремя бесконечными лентами. Мастера, основываясь на знании прикладной геометрии, разрабатывают новые орнаменты, иногда весьма сложного рисунка. Самые изобретательные узоры гириха похожи на головоломки, и мастера их называют "васвос" - искушение. Искусство мастера состоит не только в успешном графическом решении геометрической задачи, но и умении создать эмоционально насыщенный художественный образ. Особо сложные орнаменты состоят из гириха, с включенным в его ячейки растительным орнаментом. Древнейшие образцы подобной резьбы по ганчу археологи обнаружили на городище Афрасиаб под Самаркандом, в руинах дворца Саманидов, датированного Х веком. Однако растительные орнаменты "ислими", построенные на основе волнистой линии или спирали, как правило, имеют самостоятельное значение. Самые распространенные элементы "ислими" - стебли "нарт", цветок "гул", спиральные завитки "джигалак". Особое место занимают композиции "дарахти мунабат", представляющие стилизованные букеты цветов в фантастических вазах или стилизованная плакучая ива "мажнун", которые размещаются на панно, обрамленных рельефными арками или фестончатыми медальонами. Карнизы, завершающие стены, оформляются сталактитами "шарафа", технология изготовления которых восходит к началу XV века. Прекрасные образцы сталактитов из ганча были созданы безвестным мастером под куполом мавзолея сподвижника Мирзо Улугбека астронома Казы-Заде Руми в ансамбле Шахи-Зинда. Окна и проемы над дверями украшаются ганчевыми резными и литыми решетками. Причем они делаются часто двойными - наружная часть с более крупным отлитым в формах узором "панджара" и внутренняя с мелким резным орнаментом "шабака". Иногда даже в отделке стен ганчем применяется отливка. Эта технология была известна еще в XIX веке в Фергане и оттуда заимствована бухарскими резчиками. Мастер изготавливает матрицу "колиб" с тончайшими мелкими орнаментами и отливает в ней детали из ганча, которыми оформляется бордюр "рута" или полоса, окаймляющая панно или нишу. Композиция из совмещенных отливок по нескольким матрицам позволяет оформить помещение сплошным рельефным узором. Довольно редко в наше время применяются старинные способы резьбы по двухцветному или многоцветному ганчу "кырма" и резьба с рельефом по цветному ганчу. В этой технике вырезается ажурный выпуклый рисунок, который на цветном фоне кажется сквозным.
| |||||||||
|