Уганда
Уганда
ЮАР
ЮАР
Сингапур
Сингапур
Пакистан
Пакистан
Намибия
Намибия
Науру
Науру
Япония
Япония
Мьянма
Мьянма
Никарагуа
Никарагуа
Монголия
Монголия
Монако
Монако
Свазиленд
Свазиленд
Реюньон
Реюньон
Майотта
Майотта

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Cвященная Бухара

Cвященная Бухара

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Бухара. Ворота Старого городаВеликий Шелковый путь. Трансазиатская магистраль, игравшая некогда ведущую роль во взаимодействии культур Востока и Запада. Удивительно, но в новом тысячелетии его, похоже, ждет возрождение. Все больше людей стремится пройти дорогами его караванов и прикоснуться к истории величайшего культурного феномена человечества. И на этом пути Узбекистан предстает своеобразным узлом, где скрещивались крупнейшие на Азиатском материке художественные культуры. Ценности, оставленные нам его мастерами, неисчислимы: золотые клады Амударьи, фрески Варахши, серебро Саманидов, керамика Афрасиаба, средневековая миниатюра, изделия ювелиров Бухары... Их можно увидеть в Лувре и Эрмитаже, Лондоне и музеях Берлина. Однако они не дают представления о главных сокровищах узбекского народа - его всемирно известных архитектурных памятниках. Число их огромно, и они разбросаны по всей территории современного Узбекистана. Но, без сомнения, лучшие сконцентрированы в своеобразных городах-реликвиях, музеях под открытым небом. Кто не слышал о них - Хива, Шахрисабз, Самарканд и, конечно...

Древнее поверье утверждает: на все мусульманские города с неба нисходит благодатный свет, и только над Бухарой он поднимается к небу. В этой "опоре ислама" его источают святыни и сама земля. Удивительный город, который с момента возникновения и до 1920 года не выходил за пределы построенной в XVI веке крепостной стены. Еще сотню лет назад на несколько десятков его жителей приходилось более двухсот(!) мечетей, его медресе насчитывали десять тысяч студентов, а на известных базарах можно было купить все - от индийской кисеи, многоведерных тульских самоваров, мальтийских шалей и китайского фарфора до тяжелых мечей крестоносцев. И базары эти поныне славятся в Средней Азии.

Город, основанный в первых веках до н. э., видел за свою историю два десятка захватчиков, разрушался и горел, но всякий раз отстраивался на прежнем месте. Поэтому ходить в Старой Бухаре приходится буквально по древним цивилизациям, и даже чуть солоноватая пыль невольно представляется останками чьих-то далеких жилищ и жизней. Ощущение, надо сказать, незабываемое. Вообще сохранившийся архитектурный облик Бухара приобрела в XVIXVII веках, будучи столицей Шейбанидов и Аштарханидов. Его многообразие восхищает: караван-сараи и торговые здания, мечети и медресе, бани и хаузы, крепостные стены и ворота, крупные ансамбли, отдельные усыпальницы - всего и не перечесть... Ну вот, хотя бы жемчужина города: небольшой мавзолей династии Саманидов. Один из самых ранних на Востоке, он отметил недавно свое тысячелетие.

Массивный квадрат слегка наклонных стен увенчан скромным невысоким куполом и, несмотря на малые размеры, выглядит очень монументально - секрет в исключительной пропорциональности всех элементов усыпальницы. А в солнечный день, на расстоянии, мавзолей странно напоминает невесомую плетеную или вырезанную из золотистого дерева шкатулку. Вблизи же глаза лезут на лоб - снаружи и внутри облицовочная кладка из обыкновенного обожженного кирпича! И соотношение и чередование этих кирпичей, уложенных горизонтально, вертикально, под углом, изрезанных узорами, отесанных в форме дисков и розеток, создает любопытнейшую игру света и тени.

Минарет КалянВ подобной технике исполнена облицовка архитектурного символа Бухары - Великого Минарета Калян. Построенный в 1127 году, он доныне считается одним из высочайших в Азии. Строители глубоко в землю опустили его монолитный фундамент и резко сузили вершину, придав уникальную прочность всей конструкции. Если от подножия минарета смотреть вверх на его шестнадцатисводчатый фонарь - взгляд бежит по бесконечно разнообразному узорочью кирпича, и кажется, что башне вообще нет конца. Это десятки орнаментальных поясов, ни один из которых не повторяется, играют с глазом в хитрую игру декора и пропорций. А попробуйте подняться на круговую галерею фонаря минарета, если осилите винтовую лестницу с убийственно высокими ступенями и во тьме, едва рассеянной редкими оконцами, не свернете шею. Перед вами в полукольце остатков крепостных стен улицы и памятники Старой Бухары, дальше современный город, а еще дальше, у границы выжженного солнцем неба вечное марево - так дышат пески.

Посмотрите на город. Кстати, много лет назад занятие это было небезопасным: многие муэдзины Бухары ослеплялись, дабы не подглядели "тайн террас и дворов". Но посмотрите же на город. Под вами знаменитейшая площадь Пои-Калян, образованная Великим Минаретом, мечетью Калян (XVI в.) и медресе Мириараб (1536 г.).

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Вначале была глина

  Чор-Минор: прекрасный символ единства мира

  Звонкая песнь металла

  Золотое шитье

  Гость в доме

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU